Кокошка Оскар

0
992
Кокошка Оскар

Кокошка Оскар (Пёхларн, близ Вены, 1.3.1886 — Монтрё, 22.2.1980). Сын золотых дел мастера, рано научившийся рисовать, Кокошка тем не менее мечтал стать химиком. Однако в 1905 г. он получает стипендию, позволяющую обучаться в Венской художественно-промышленной школе, и склоняется к профессии педагога. Он осваивает самые разнообразные виды художественной техники, но в живописи остается самоучкой. В 1906 г. на него оказывает сильное влияние выставка Ван Гога. Кокошка интересуется дальневосточным искусством, а также изучает творчество Климта. С 1907 г. он сотрудничает в «Венских мастерских»: здесь в 1908 г. издается его первая книга «Дети мечтают». В 1909 г. в «Винер Кунстшау» состоялась премьера его одноактной пьесы «Убийца, надежда женщин», вызвавшая много шума и споров. Кокошка привлек внимание архитектора Адольфа Лооса, который представляет его Карлу Краусу. Благодаря им Кокошка получает заказы на портреты, что позволяет ему уйти из Художественно-промышленной школы и «Венских мастерских» в надежде зарабатывать на жизнь свободным творчеством. Но особенности метода художника, проецирующего на модель свои собственные терзания в стремлении придать ей эмоциональную выразительность, его деформирующий взгляд не могли привести к успеху.

В 1910 г. он едет в Берлин и становится участником группы «Штурм». Это не улучшает его финансового положения, однако приносит ему известность. Галерея Пауля Кассирера устраивает его первую персональную выставку. В 1911 г. Кокошка возвращается в Вену. Однако его творческая деятельность особенно активно развивается в Германии: он участвует в выставках «Штурма» и берлинского Сецессиона, в работе кёльнского «Зондербунда», Нового Сецессиона в Мюнхене. В 1913 г. в Лейпциге издана первая посвященная ему монография «Оскар Кокошка. Драмы и картины». В этот период он пишет преимущественно крупные многофигурные композиции, обращаясь иногда к религиозным сюжетам. Его полотна будто покрыты своеобразной призматической сеткой, состоящей из цветовых плоскостей и линий, цвет для него — конкретный носитель экспрессивности. В 1913 г. в обществе Альмы Малер-Верфель Кокошка путешествует по Италии, где его внимание привлекает прежде всего венецианская живопись. Ее изучение побуждает мастера усилить насыщенность своей палитры, что подчеркивает значение цвета как универсального выразительного средства.

В 1914 г. Кокошка идет добровольцем в армию, в 1915 г. он тяжело ранен. По выздоровлении в 1917 г. поселяется в Дрездене. Нервное, лихорадочное письмо, приглушенный колорит произведений тех лет свидетельствуют о тяжелом физическом и психическом состоянии художника. В 1919 г., став профессором Дрезденской академии художеств, он вновь возвращается к яркому, насыщенному цвету.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ