В наши дни профессия “менеджер проекта” получила обширное распространение, но в то же время лишь немногие знают, что впервые появилась она в середине 20-ого века в США. Первые такие менеджеры работали в военных ведомствах, в которых и были изобретены первые инструменты, позволяющие осуществлять управление проектами. Несколько позже она не только стала общепризнанной, но и на рубеже веков завоевала звание наиболее востребованной профессии десятилетия. В наши дни такими же востребованными являются тарифы сотового оператора МТС, к примеру. Неоспоримый факт, что во многом именно от профессионализма руководителя зависит, станет ли проект успешным или нет. По этой причине назначать менеджера проекта нужно крайне внимательно.
Стоит заметить, что компании, которые уделяют своему развитию должное внимание, обязательно вводят в структуру организации и эту должность. Данный сотрудник должен выполнять следующие обязанности: идентифицировать цели и задачи проекта, описывать требования к конечному продукту, создавать этот самый продукт в положенные сроки и в рамках выделенного на эти задачи бюджета, управлять надлежащими процессами, соблюдая корпоративный стандарт управления проектами.
Если данная функция формализована, то в одной компании обязанности представителя этой профессии меняться не будут. Отличаться могут только проекты и их масштаб, а также состав команд, которые над ними работают. В случае, когда фирма обладает корпоративным стандартом системы управления проектами, то именно в нём должны быть прописаны функции менеджера. Однако когда стандарта не имеется, обязанности могут варьироваться в зависимости от того, на что направлена деятельность конкретного специалиста.
Не все директора предприятий одинаково хорошо понимают, в чём состоит разница между проектным и операционным управлением, а это может негативно сказаться на решении о назначении менеджера проекта. В данном случае различия затрагивают следующие области: характер, условия и период работы, свойства конечного результата, а также доступность необходимых ресурсов.
Среди основных особенностей проектного управления можно выделить следующие:
- Цель проекта должна быть изложена так, чтобы все участники интерпретировали её однозначно и имели чёткое представление о желаемом результате.
- Любой проект планируется на определённый период времени, который может быть как долгим, так и коротким. Возобновления работ после выполнения назначенного плана не предполагается.
- Результат, который получается в итоге, наделён уникальными свойствами, которые прежде не существовали. Либо же создание его проходит в условиях, которые отличны от тех, в которых ведётся ординарная работа подразделений предприятия.
- Ресурсы, необходимые для осуществления задуманного, ограничены. К тому же степень их доступности легко может повлиять как на ход проекта, так и на его результат.
В случае когда какое-либо из вышеперечисленных условий не выполняется, деятельность уже не называется проектной.
Описываемая должность становится такой же популярной, как элитные номера Билайн и красивые номера МТС, не только среди отдельных специалистов, но и среди целых предприятий. После того, как ограничения во времени выполнения были возведены в ранг обязательных, любая работа по достижению поставленной цели в определённые сроки стала называться проектной. Таким образом, исполнители этих задач получили название менеджеров проектов. Смешно и грустно видеть «менеджера проекта по анкетированию», к примеру.
В пример можно привести хлебозавод, на котором решили выпустить новый продукт – пряники. В данной ситуации мастера цеха, в котором они будут выпекаться, назначают менеджером проекта, хотя он всего лишь продолжит выполнять свою обычную операционную деятельность. Таким образом, можно говорить о переименовании должности с тем, чтобы акцентировать важность этого участка работ.
При всем том практика показывает, что операционный менеджер, который не имеет опыта в управлении проектами и специального образования, часто не подходит для этой деятельности. Его целью является скорее не конечный результат, а поддержание процесса работы. Однако важно, чтобы он имел опыт администрирования, нежели управления командой.
Часто бывает так, что начальник какого-либо отдела руководит в авторитарном стиле. Другими словами, отдавая распоряжения, он не думает о том, что подчиненные начнут его обсуждать, и отвергнет всякие предложения, относительно возможности улучшить что-либо. Для проектной деятельности неприемлем такой подход, ведь она предполагает, что сотрудники будут творчески подходить к достижению результата. Чтобы это произошло, менеджеру необходимо собрать команду своих единомышленников. К тому он просто обязан стимулировать внесение различных предложений, которые будут нацелены на максимально качественное выполнение поставленной задачи.
В проектной группе должны быть собраны профессионалы в конкретных сферах, которые имеют значение для того, чтобы успешно реализовать проект. Они не станут терпеть со стороны своего руководителя деспотического к себе отношения. В этом случае команда собирается на какой-то ограниченный срок, поэтому у неё нет времени на то, чтобы разрешать конфликтные ситуации. Для того, чтобы достичь сплоченности в команде единомышленников, менеджер проекта должен управлять в демократичном стиле, который отлично способствует тому, чтобы подчиненные проявляли свои знания и умения, а также чтобы сохранить общее движение к главной цели проекта.
Менеджер проекта – это довольно универсальная должность. В основе успеха лежит опыт и знания в таких сферах, как управление финансами, качеством, поставками, контрактами, рисками, руководство персоналом. К тому же, лидер должен использовать современные методы коммуникации для того, чтобы привести команду к блестящим результатам.
Не стоит ожидать, что без опыта получится сразу реализовать масштабный проект. Тем не менее, маленькие проекты, задачи и цели которых находятся в пределах отдельной специализации, вполне можно выполнять с тем, чтобы набраться опыта в управлении. На первое место при этом выйдут знания в определённой области.
В завершение хотелось бы сказать, что в идеале менеджер проекта представляет собой харизматичного лидера. Он должен также быть открыт к обучению и освоению новейших направлений, а также уметь четко и ясно выражать свои мысли.