Развитие кино

0
1109

Развитие киноНа раннем этапе своего развития кинематограф в значительной степени подчинялся законам театральной эстетики: несложные мизансцены разворачивались на фоне нарисованного задника, актеры должны были играть лицом к публике и появляться со двора или из сада, сценография еще оставалась примитивной. Единственным способом обрести собственный путь стало для кино обращение к достижениям живописи.

Первые успехи, связанные с углублением содержания, принадлежат датским кинематографистам. В своих фильмах они не только попытались изобразить сцены светской или мещанской жизни, но и обратились к мистическим и фантастическим мотивам, темам безумия и тревожного ожидания. Создание атмосферы наваждения требовало специальных эффектов, для чего, с одной стороны, необходимо было усовершенствовать технику, а с другой — сконструировать новый тип декораций, применить новое оформление, которое позволило бы наиболее выигрышным образом использовать игру света и тени на четко обозначенных плоскостях и гранях. Такие режиссеры, как Хольгер Мадзен, Урбан Гад, Роберт Динезен, Вильгельм Глюкштадт, Шнедлер Зёренсен, и операторы, например Гвидо Зеебер, Аксель Грааткьяер, стремясь расширить пластические возможности кинематографа, обратились в своих фильмах к находкам современной живописи и театра.

В 1913 г. Пауль Вегенер, известный актер труппы Макса Рейнхардта, одним из первых снявшийся в кино, выпустил фильм «Пражский студент» (Der Student von Prag), в котором отразились как эстетические новшества датских кинематографистов, так и влияние новаторских спектаклей Макса Рейнхардта. Сюжет был предложен писателем Гансом Хайнцем Эверсом, автором фантастических рассказов, постановку осуществил датский режиссер Стеллан Рийе; в фильме угадывается сюжет «Удивительной истории Петера Шлемиля», человека, «продавшего тень», чувствуется сходство главного персонажа с Эразмом Шпикхером, «потерявшим однажды отражение в зеркале». В нем воссоздан колорит немецких сказок эпохи романтизма, что подчеркивается особым вниманием к проблемам двойничества, раздвоения личности, которые вновь обрели актуальность в литературе и драматургии начала века.

В фильме использована натурная съемка: декорациями служили старое кладбище, кривые улочки гетто, необычные пейзажи. Авторы стремились извлечь максимум выразительности из самой природы, придавая символический смысл тем или иным формам и явлениям. В некоторых случаях игра света и тени, как и в датских фильмах, способствовала созданию особой атмосферы, соответствующей мрачному характеру разыгрываемой драмы. Это еще не был экспрессионизм в точном значении слова; пока что в основе творческого поиска лежало стремление выявить экспрессивные возможности изобразительных и пластических средств «ожившего рисунка».

Год спустя на экранах появился еще один фильм Пауля Вегенера — «Голем», — снятый при участии секретаря Эверса, журналиста из Чехии Генрика Галеена. Придерживаясь в основном тех же принципов, что и в предыдущей картине, авторы попытались продолжить начатые поиски.

В дальнейшем Пауль Вегенер снял еще несколько фильмов, которые можно было бы отнести к разряду «романтической фантастики», среди них «Дочь лесного царя», «Крысолов из Гамельна», «Человек, потерявший тень». Заметим, что большинство актеров, режиссеров, художников, внесших заметный вклад в развитие немецкого кино, были выходцами из различных театральных коллективов Макса Рейнхардта, творчество которого, хотя и непрямым образом, оказало несомненное влияние на их деятельность. Впрочем, не один лишь экспрессионизм повлиял на искусство кино в начале XX в. Невозможно поэтому не упомянуть и о других театральных течениях, сказавшихся на развитии кинематографии того времени.

Не расшифровывая вклад каждого, назовем здесь Антуана, Копо, Руше, Люнье-По во Франции; Станиславского, Мейерхольда, Фореггера, Евреинова, Таирова, Вахтангова в России; Макса Рейнхардта, Иесснера, Фиртеля, Вайхерта, Холлендера в Германии, а также таких теоретиков театра, как Гордон Крейг и Адольф Аппиа.

Тяготение к символизму и метафизике обусловило развитие экспрессионизма прежде всего в литературе и лишь затем в живописи. Собственно же в театре экспрессионизм развивался в значительной степени под влиянием идей Георга Фукса. Этот критик и теоретик, основавший с 1913 г. Художественный театр в Мюнхене, исповедовал принцип «чистой театральности». Цельность его постановок достигалась за счет соблюдения классических единств и минимального использования декораций. Он, в частности, полагал, что изобретенные Гордоном Крейгом громоздкие сценические конструкции, пригодные для использования исключительно на просторных театральных площадках, гораздо больше подходили для обозначения, а не организации пространства и не столько сами служили символами, сколько создавали условия для их внушения.

В экспрессионистской постановке декорации становились одним из важнейших выразительных средств, и в большинстве случаев художники отдавали предпочтение именно живописному, а не архитектурному оформлению сцен. Псевдореализм мало интересовал их, гораздо важнее было добиться при помощи использования выразительных средств особой атмосферы, соответствующей глубинному характеру пьесы.
Подобному требованию в полной мере отвечала именно экспрессионистская живопись. Первым декоратором, почувствовавшим это, стал художник-экспрессионист Кокошка, работавший с Рейнхардтом в 1907—1912 гг. Успеху нового стиля в немалой степени способствовали работы художника и теоретика театра Адольфа Аппиа, критика Фрица Эрлера, и вскоре увидели свет первые экспрессионистские постановки таких режиссеров, как Фридрих Холлендер в Берлине, фон Герлах в Вене, Леопольд Иесснер в Мюнхене. Среди первых пьес, поставленных ими, были «Панталоны» Карла Штернхейма (1911), «Нищий» Рейнхарда Зорге (1917), «Пожар в опере» Георга Кайзера (1919).

Кинематографисты же предпочитали метафизическому символизму Тракля и Газенклевера темы и сюжеты немецких неоромантических авторов, что предоставляло широкие возможности для формальных поисков. Первыми в этом направлении стали продвигаться режиссеры Ф. В. Мурнау, Фриц Ланг, Роберт Вине, художники Герман Варм, Вальтер Рейман, Вальтер Рёриг. Совместными усилиями они привлекли к сотрудничеству продюсера Эриха Поммера.

Последние несколько лет я усиленно качаю свои мышцы, чтобы лучше выглядеть. А как накачать мышцы я узнал в интернете. На сайте strong-atlet.net очень много полезной информации на эту тему.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ