В истории григорианского календаря есть одна очень любопытная страница. Великая французская революция, начавшаяся 14 июля 1789 года со взятия Бастилии, упразднила летосчисление, введенное Григорием XIII. Именно так Национальный конвент — высший законодательный орган в период революции — решил отметить начало новой эпохи в жизни Франции. А в нее надлежало вступать и с новым календарем. Для его разработки Конвент учредил специальную календарную комиссию, в которую вошли видные французские ученые, такие как математики Жозеф Лагранж и Гаспар Монж, астроном Жозеф Лаланд.
Великая Французская революция, начавшаяся со взятия государственной тюрьмы Бастилии 14 июля 1789 года, многое изменила в жизни Франции, в том числе упразднила григорианский календарь.
5 октября 1793 года в революционной Франции был введен новый календарь. Тоже революционный. Он отменил и эру «от Рождества Христова», и обычай праздновать Новый год 1 января, и прежние названия месяцев, и семидневную неделю.
Новый отсчет времени начинался со дня уничтожения монархии и провозглашения Республики (по григорианскому календарю это случилось 22 сентября 1792 года). Поскольку год был високосным, то из-за лишнего дня это число совпало с осенним равноденствием, которое обычно приходится на 23 сентября. Такое совпадение рождения Республики с астрономическим событием авторы календаря и взяли за отправную точку. И постановили: началом каждого следующего года впредь считать полночь того дня, на который по парижскому времени приходится осеннее равноденствие.
Гравюра с изображением аллегории торжества республиканского календаря над григорианским.
В 12 месяцах нового календаря было по 30 дней, которые разделялись не на недели, а на 10-дневки — декады. Последний день декады был выходной. Месяцы группировались по временам года, которые революционеры не переименовывали. Но каждый месяц получил новое имя — их посвятили не богам или императорам, а явлениям природы, причем названия месяцев одного времени года имели одинаковые окончания.
Первый осенний месяц (он же первый месяц года) назывался вандемьер — месяц сбора винограда. Следующим был брюмер — месяц тумана, а потом фример — заморозков. Зимние месяцы назывались нивоз — месяц снега, плювиоз — дождя и вентоз — ветра. Первым весенним месяцем стал жерминаль — месяц прорастания, а за ним шли флореаль — цветения и прериаль — лугов. Год завершался летом. Первым был мессидор — месяц жатвы, а затем термидор — жары и фрюктидор — плодов.
Но в 12 месяцах было 360 дней, поэтому календарь предусматривал дополнительные 5 дней в обычном году и 6 в високосным. Они назывались санкюлотиды, следовали за фрюктидором и объявлялись праздничными. Первый день санкюлотидов Конвент провозгласил праздником Гения — французам предписывалось торжественно восхвалять все выдающиеся достижения человеческого ума: сделанные за год открытия, успехи в искусствах и ремеслах. Второй день был праздником Труда с торжествами в честь тружеников, а третий — праздником Подвига, когда прославлялись люди, явившие пример личной отваги и мужества. На четвертый день — праздник Наград — всем прославленным в предыдущие три дня вручали награды. Пятый день был праздником Мнения, когда закон дозволял критиковать любое должностное лицо. Если же год был високосным и праздничных дней было шесть, последний из них посвящался спортивным играм и состязаниям. Республиканский календарь имел много общего с солнечным календарем Древнего Египта. Разница лишь в том, что египтяне внутри 10-дневных циклов выделяли еще две пятидневки. К тому же у египтян не было високосных годов, а у французов были, хотя и без строгого порядка в чередовании. Ведь день, на который по парижскому времени попадает осеннее равноденствие, «назначенный» Конвентом началом астрономического года, определяли, наблюдая за Солнцем, и при этом он должен был совпадать с 1 вандемьера, началом календарного нового года. Чтобы неукоснительно соблюсти это непременное условие, високосный год порой приходилось «назначать» один раз не в четыре, а в пять лет…
В революционной Франции, не терпимой к пережиткам прошлого, строго-настрого запрещалось 1 января по григорианскому стилю праздновать Новый год (по республиканскому календарю в это время был месяц нивоз). Но многие несознательные граждане мало того, что праздновали, так еще и посылали друг другу поздравления. Поэтому в тот день на почтах вскрывали конверты и письма с новогодними поздравлениями и уничтожали.
Просуществовал республиканский календарь до конца 1805 года. А с 1 января 1806 года в действие вновь вступил григорианский календарь. Так распорядился император Наполеон, вернувший своим подданным один выходной каждые семь дней. По республиканскому календарю они отдыхали лишь раз в декаду.