Система коллективной безопасности

0
1149

Современная мировая политическая система начала формироваться во время Второй Мировой войны, как универсальная система противостояния агрессивно настроенным государствам. Первая система коллективной безопасности в рамках устава Организации Объединенных Наций начала существование с принятием декларации ООН 1 января 1942 г.

В 1945 г., к моменту завершения Второй Мировой войны, в состав системы коллективной безопасности входило 47 государств. Принявшие Устав ООН государства, стают участниками системы коллективной безопасности, направленной на недопущение актов международной агрессии. За семь десятилетий своего существования, система безопасности создала инструменты для установления и поддержания международного правопорядка. Инструменты системы коллективной безопасности можно охарактеризовать тремя основными категориями:

  • Общепризнанные государствами-участниками ООН принципы международного права, а именно – неприменение силы как средства урегулирования конфликтов, нерушимость установленных границ, территориальная целостность государств и невмешательство во внутренние дела.
  • Сотрудничество между государствами в области применения коллективных мер предотвращения актов агрессии, устранения угрозы миру в целом.
  • Сотрудничество в области ограничения распространения вооружений, в том числе, оружия массового поражения.

Поддержание мира в рамках ООН осуществляется двумя институтами: Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности ООН. Функции этих институтов четко прописаны и не замещаются.

ООН, в рамках операций по поддержанию мира, осуществляет задачи: расследование конфликтных ситуаций и проведение переговоров, наблюдение за соблюдением договоров о прекращении огня в точках конфликта, обеспечение законности и правопорядка на подконтрольных территориях и обеспечение жизненно важных потребностей населения в области конфликта посредством оказания гуманитарной помощи. В исключительных случаях, ООН может применить введение ограниченного контингента войск на основании санкции Совета Безопасности ООН. При этом, страны-участницы системы коллективной безопасности, добровольно предоставляют воинские контингенты в распоряжение ООН. Проведение таких операций финансируется международным сообществом и носит оборонительный характер.

Международное право, наряду с универсальной системой коллективной безопасности, допускает создание подобных региональных систем на основании пункта 1, 52-й статьи устава ООН. Региональные системы коллективной безопасности действуют только в рамках задекларированной компетенции и не имеют права решать вопросы, касающиеся интересов всего мирового сообщества, но действуют лишь в рамках соответствующей группы государств. региональные системы безопасности не в праве принимать решений о принудительных мерах без разрешения Совета Безопасности ООН.

В Европе, после окончания Второй Мировой войны было образовано две противоборствующие системы коллективной безопасности – Североатлантический договор (НАТО в 1949 г.) и Варшавский Договор (1955 г.). С окончанием Холодной войны и распадом СССР, Варшавский Договор перестал существовать.

В период с 1975 г., Хельсинского Совещания, по 1994 г., Будапештская встреча, были заложены принципы, которые сформировали Кодекс военно-политической безопасности в Европе.

15 мая 1992 г. был заключен Договор о создании системы коллективной безопасности стран-членов СНГ (Содружество Независимых Государств) в Ташкенте. Договор носит характер оборонительного соглашения и открыт для присоединения заинтересованных государств.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ