Название, согласитесь, эффектное. Да и сюжет не позволит вам расслабиться. Ведь когда знаешь, что вся история погонь и схваток придумана на досуге сценаристом, это одно. А когда понимаешь, что все так и происходило на самом деле — то совсем другое. Данная же история имела место в реальности. Несколько лет назад в Северной Осетии группа террористов захватила автобус с детьми и, потребовав оружие, валюту и самолет, вылетела в Израиль. Обезвредить террористов на нашей территории не представлялось возможным; слишком большому риску подвергались заложники. Так что пришлось потом договариваться с израильской стороной о выдаче бандитов».
Тема международного терроризма в наши дни довольно актуальна. К тому же при общей переоценке ценностей пересматривается отношение и к нашумевшим случаям угона самолетов прошлых лет: мол, зачем иной раз властям надо было идти на заведомые жертвы, отдавать жесткий приказ не отпускать захваченный самолет ни под каким видом? Не проще ли было выполнить условия экстремистов, а потом совершить все по закону, действующему во всем мире? Тем более что волна интереса к нашим диссидентствующим эмигрантам упала.
Но нас взрастили в убеждении, что мир капитализма настолько противоположен нам по всем параметрам, что обязательно начнет помогать нашим головорезам. Однако там люди живут, как оказалось, нормальные. Добро от зла отличают не хуже нас, причем отфильтровывают идеологические примеси гораздо быстрее.
Фильм «Взбесившийся автобус» — не хроника, сразу скажу. Хроникальная лента о том североосетинском инциденте тоже, кстати, есть — под названием «Заложники». А у Георгия Натансона — лирическая вариация на тему. Где не столько правоохранительные органы вступают в единоборство с «бандой Паши», а лично полковник КГБ Воронов. Это образ откровенно собирательный, ориентированный на приключенческий жанр, мифологизированный. Такой сконструирован на экране герой без страха и упрека, что хоть песню при его появлении пускай: «Наша служба и опасна, и трудна…», хоть памятник ему воздвигай.
Надо сказать, эффект срабатывает. Когда перед нами человек бесстрашный, мужественный (по которому многие так стосковались), тут уж и не важно, почему вдруг приемник в его машине был настроен на милицейскую волну, откуда в кармане его штатского пиджака оказался заряженный пистолет, с какой стати террористы вдруг начали палить именно в его машину и т.д. Главное, чтобы было кого спасать и где рисковать. А этого в избытке: экстремальные ситуации во «Взбесившемся автобусе» следует одна за другой. Ну, а как обойтись без лирической линии постановщику трогательных «женских» историй «Старшая сестра», «Валентин и Валентина», «Аэлита, не приставай к мужчинам»? Так что будет и любовь. Поскольку и бандиты любить умеют.
Думаю, этот супербоевик стоит смотреть уже только из-за того, чтобы понять, за что его высоко оценило (как утверждает режиссер) руководство КГБ. Ведь этим зрителям всегда виднее, раз берутся и нас приводить «в соответствие».
Авторы сценария — Георгий Натансон, Николай Кривомазов при участии Давида Маркиша
Режиссер — Георгий Натансон
Оператор — Вадим Семеновых
В ролях: Ивар Калниньш, Игорь Бочкин, Анна Самохина, Анна Тихонова, Каха Дзадзамия, Игорь Верник
ТО «Ладья» Киностудии им. М. Горького при участии КТК «Бенефис» и ВО «Совэкспортфильм»