Юнг Франц (Нейссе, 26.11.1888 — Штутгарт, 23.1.1963). Его отец был часовым мастером. В написанной в 1961 г. автобиографии «Путь вниз» (Der Weg nach unten) Франц Юнг с неослабевающей горечью говорит о своих родителях, которые осуждали его буквально во всем и даже хотели отсудить у него его собственного ребенка. Надо сказать, не без оснований: Юнг изучал юриспруденцию в Лейпциге, Йене и Бреслау, а посылавшиеся родителями деньги проигрывал, им вечно приходилось оплачивать его долги. То ли в пятом, то ли в шестом семестре Юнг последовал за одной танцовщицей в Санкт-Петербург и женился на ней. То был жуткий брак, поскольку Марго не держала ни одного данного ею обещания, открыто изменяла ему с каждым встречным и вообще не имела никакого представления о морали. Юнг любил ее и сильно ревновал; у него вызывали жестокие муки вещи, которые были недоступны пониманию Марго, существовавшей в совершенно ином измерении. Именно это положение, в котором оказались двое не способных понять друг друга людей, буквально волком воющих от тоски и бессилия, стало основной темой творчества Юнга до 1918 г. В 1911 г. Юнги перебрались в Мюнхен, а затем в Берлин. Юнг печатался в журнале «Штурм» и особенно часто — в журнале «Акцион». Издательство «Акцион» публиковало его книги во время войны. В 1914 г., после семейной ссоры, Юнг пошел добровольцем на фронт, но вскоре дезертировал и очутился в тюрьме. Насколько известно, мать каждый день молила Бога, чтобы ее сын, чья судьба складывалась столь неудачно, пал в бою. Она даже написала начальнику тюрьмы, чтобы его ни в коем случае не выпускали на волю. Но Юнга признали негодным к военной службе как страдающего маниакально-депрессивным психозом и освободили из заключения.
В это время он познакомился с Клере Эринг (род. в 1892 г.) и женился на ней. То была активная коммунистка, сотрудничавшая с журналом «Акцион». Юнг участвовал в деятельности берлинских дадаистов, был членом «Союза Спартака», а в тридцатые годы стал сочинять пролетарские романы, пропагандистские материалы для прокоммунистических издательств, пьесы для Пролетарского театра Э. Пискатора. После восстания на Пасху 1921 г., в котором Юнг принял участие, ему пришлось бежать в Нидерланды; там его арестовали и выдворили в Россию. Двумя годами позже он вернулся в Германию, где жил под чужим именем. Нацисты дважды сажали его в тюрьму. В 1945 г. был освобожден американцами из концлагеря Бозен. После недолгого пребывания в Италии он отправился в США, где провел десять лет. Затем Юнг вернулся в Германию и в 1963 г. скончался в Штутгарте. В декабре 1912 г. в Лейпциге вышла его «Библия дураков» (Das Trottelbuch), которая была встречена критиками восторженно (восхищение подчас соседствовало с ужасом) как опыт открытия новых путей в современной прозе. Если Бенн в книге стихов «Морг» формулирует печальные истины относительно физической природы человека, то Юнга ввергало в уныние то, что обычно именуют «любовными взаимоотношениями» мужчины и женщины. Что есть любовь? Два человеческих существа внутренне опустошают и садистски мучают друг друга, каждый стремится подчинить себе другого, убить в нем индивидуальность; любовь — нечто ужасное, болезнь, которая способна довести до помешательства. Книги Юнга до 1918 г. подобны долгим безнадежным крикам. «Библия дураков» состоит из четырех частей. Первая озаглавлена: «Дурак. Программное введение». Кто такой дурак? Мужчина, который любит женщину; существо, одержимое жаждой жизни, наполненный дерьмом прах, носимый по вселенной, и Бог, сотворивший это ходячее безобразие. В последующих частях книги описаны акты мести Юнга Марго, ее матери, вставшей на сторону дочери, собственным родителям. Все полны ненависти, осыпают друг друга проклятиями, оскорблениями, агрессивны — «подобно диким зверям… охотятся друг на друга дома и на улице» (Курт Хиллер). Никому не приходит в голову — особенно женщинам — мыслить последовательно и задумываться о результатах своих действий. Поступки персонажей психологически не мотивированы, их подоплека неясна — в этом отношении Юнг близок Маринетти и Дёблину. Главный персонаж всех экспрессионистских произведений Юнга — Марго, которая остается загадкой для автора, это цыганка, не признающая никаких законов. В «Библии дураков» и романах «Жертвоприношение» (Opferung, 1916) и «Прыжок за пределы мира» (Der Sprung aus der Welt, 1918) она остается в живых, а в «Товарищах… » (Kameraden..!, 1913) и «Софии, или Крестном пути смирения» (Sophie oder Der Kreuzweg der Demut, 1915) погибает. Корринт подтверждал, что Марго была весьма неординарна. Позднее он стал одним из ее любовников и в своей книге «Лилиоль» (1921) рассказал об ее взаимоотношениях с Юнгом с ее позиций. Можно себе представить реакцию на это Юнга!.. Вот фрагмент из «Софии», образец стиля этого произведения. Отто и София ссорятся между собой:
«Крики. Рычание. Ужасающие муки. Осколки криков разлетались в стороны, накапливались, нарастали, бились друг о друга, лопались. Рычание. Он схватил женщину за запястье и дергал ее за руку. Рвал ей волосы, молотил кулаком по стене, топал ногами, тяжело дышал, наткнулся на стол, упал, побарахтался и затих, лежал без движения, тяжело дыша. По телу еще пробегала легкая дрожь. Тело Софии все также в боевой позиции. Взгляд ее был алчен. Она увеличивалась в размерах. Заполнила собой комнату. Потом изогнулась и стала духом. Кубком. На краях кубка сверкнуло пламя. Языки пламени поднимались все выше. Становились все ослепительнее».
В конце концов читатель чувствует удовлетворение, когда Отто удается задушить Софию, и сожаление, когда он добровольно сдается полиции.