Матисс Анри (Ле Като-Камбрези, 31.12.1869 — Симьез, близ Ниццы, 3.11.1954). Подобно Кандинскому, он занимался изучением юриспруденции, прежде чем — случайно — пришел к живописи. В 1891 г. он стал посещать занятия в академии Жюлиана, готовясь к поступлению в парижскую Школу изящных искусств. Кроме этого, учился на вечерних курсах Школы декоративных искусств, где встретил Альбера Марке, — с тех пор их связала дружба, продолжавшаяся всю жизнь. В 1895 г. Матисс привлек внимание Гюстава Моро и стал его учеником. В мастерской Моро работало много талантливых художников, в том числе Руо, Камуэн, Манген, несколько позднее — Марке. Моро-педагог стремился не столько укрепить руку, техническое мастерство молодого художника, сколько развить его глаз — умение видеть. Ученики должны были копировать произведения, выставленные в Лувре, делать зарисовки на улице, в кафе. Матисс обучался в мастерской Моро до 1898 г., быстро заняв место лидера среди его учеников. В 1896 г. он испытывает влияние импрессионизма, обращает внимание на возможности цвета, его эволюцию в этом направлении поддерживают встреча с Писсарро и знакомство с творчеством Тёрнера в Лондоне. В 1898 г. Матисс в течение нескольких месяцев работает на Корсике — открытие средиземноморского света приводит живописца к чистому цвету и одновременно к упрощению сюжета.
В 1899 г. он посещает академию Карьера, где знакомится с Дереном и Пюи. Изучает в основном обнаженную натуру, пишет серию ню яркими красками, сопровождая изображение черным контуром. Осваивает также технику лепки. В 1904 г. впервые выставляет у Воллара сорок шесть работ. В том же году его озаряют новые живописные идеи. Проводя лето в Сен-Тропезе, где работает с Синьяком и Кроссом, он открывает новый способ нанесения краски. Товарищи по работе подсказывают Матиссу метод использования цвета в духе неоимпрессионизма, в соответствии с продуманной задачей. Однако необходимость наносить чистые краски, постепенно смягчая тона, привела Матисса к решению усилить цвет, придавая ему большую выразительность, и оттенить его с помощью контраста. Линия не растворена светом, она преображается в цветовую арабеску. Выставки памяти Сёра и Ван Гога в Салоне независимых 1905 г., в подготовке которых Матисс участвовал в качестве председателя жюри, утвердили его в выбранном пути. Лето 1905 г. он проводит в обществе Дерена в Кольюре. Там происходит прорыв к фовизму. Пуантилистская техника сменяется техникой красочного пятна, контрастно подчеркнутого дополнительными тонами. Нервный мазок становится вскоре спокойным. Цвет, наносимый плоским пятном, дематериализуется и лишается какого-либо реалистического значения, ритм форм создается благодаря изящному контуру. Упрощение формы и стремление к ее чистоте рождают декоративный плоскостной стиль, в рамках которого единство цвета и линии придает целому чрезвычайно острую выразительность. «Мы стремимся обрести состояние безмятежности, упрощая идеи и сглаживая рельефность. Гармония целого — наш единственный идеал» (Матисс).
Чем больше искусство Матисса тяготело к обобщению и масштабности, тем дальше отходил он от художественных течений эпохи. Тем не менее в 1908 г. по предложению немецкого художника Ганса Пуррмана была основана академия Матисса, просуществовавшая до 1911 г., где обучалось более сотни учеников. Однако в этом учебном заведении не было создано ничего, кроме поверхностных подражаний мастеру. Матисс, увлекший за собой целое поколение, так и остался художником-одиночкой.