Многие из нас становились свидетелями странного явления, когда в совершенно глухом и удаленном от цивилизации месте возникают звуки движущегося по автостраде автомобиля, или же стук колес железнодорожного состава. Что это, галлюцинации или же мистика? Как оказывается, не то ни другое. Эти звуки имеют реальную основу, вот только их виновник находится на достаточно большом расстоянии. Но если это так, то почему мы их слышим?
Оказывается, все дело в теплом слое воздуха, который находятся на высоте 50 километров от земной поверхности. Именно от него и происходит отражение звука. При этом отраженная звуковая волна возвращается на землю, и весь процесс повторяется снова, порой, два – три раза. Вот почему мы не слышим стрельбу артиллерийских орудий на расстоянии 50 километров, но можем ее услышать на удалении 100 километров.
Самое интересное в том, что слабые звуки, проходя через атмосферный волновод, могут значительно усиливаться. По этой причине мы можем на довольно большом расстоянии слышать голоса людей, топот их ног, сигнал автомобиля и т д. Такие явление относили к категории мистических, принимая их за сигналы потустороннего мира. Отсюда, скорее всего, и появились слухи и домыслы о приведениях.
Давайте поговорим о звуке. Человек способен воспринимать звуковые сигналы в диапазоне 20- 16000 Герц. Звуковые частоты до 20 Герц называются инфразвуком, а выше 16000 Герц – ультразвуком. Звуковые волны движутся в земной атмосфере со скоростью 1200 км/час. Однако это не всегда так. Все зависит от температуры и плотности воздуха. Проходя через теплые воздушные слои, звуковая волна меняет скорость и становится длиннее. В холодном воздухе она становится короче. Вот поэтому и происходит усиление звука.
Как правило, температура воздуха с высотой падает, что приводит к естественному уменьшению скорости звука. Звуковая волна, посланная с находящегося на земле источника, изгибается вверх, и звук становится не слышным. Но бывают и альтернативные ситуации. Они возникают в том случае, если на высоте находятся более теплые слои воздуха (инверсия). В этом случае происходит изгиб звуковой волны вниз, и мы можем слышать звук на большом расстоянии. Изгиб звуковой волны называется рефракцией. Благодаря этому явлению возникают зоны аномальной слышимости и зоны молчания.
Иногда звуковая волна попадает в узкий звуковой коридор, возникающий между приземной и вторичной инверсиями. При этом вторичная инверсия образуется на высоте 60 метров от поверхности земли. В таком звуковом коридоре звук может распространяться на очень большие расстояния. Покинуть его границы звуковая волна не может. В результате мы получает аналог узконаправленного звукового луча, который практически не теряет свою мощность.
Как правило, такие звуковые коридоры возникают в прибрежной зоне океана. Они имеют большую длину, малое сечение, и изогнутую конфигурацию. В этом отношении их можно сравнить с поливным шлангом, один конец которого присоединен к звуковому источнику, а второй к его приемнику. Вот поэтому мы и слышим звук автомобиля там, где он в приоре находиться не может.