С безбилетными пассажирами мы часто сталкиваемся в общественном транспорте. Именно эту категорию людей и принято называть зайцами. Скорее всего, это связано с их трусостью, и боязнью быть пойманными контролерами. В данном случае своим поведением они напоминают трусливого зайца, который хоть и боится, но все равно лезет в огород за морковкой. Как не крути, а жадность в этом случае побеждает трусость, хотя, по такому человеку видно, что он чего – то боится. Ну, а от опытного контролера это скрыть невозможно, поэтому «зайцу» приходится все время быть на чеку, чтобы при малейшей опасности ретироваться. Вот отсюда и возникло выражение, « дрожит как заяц».
Впрочем, такая аналогия взята не случайно. Заяц действительно невероятно труслив, и при малейшей опасности начинает дрожать. В этом отношении безбилетный пассажир является полной его аналогией. Поэтому и говорят в народе, что у таких людей заячья душа.
И так, мы выяснили, что зайцем безбилетного пассажира называют из-за его трусости. Однако, это не единственное этому объяснение. Заяц относится к числу невероятно прытких животных. Он способен пролезть в любую щель, перепрыгнуть через высокую ограду, незаметно прошмыгнуть мимо охотников, запутать следы, и уйти от опасности. В этом деле он настоящий мастер. Точно также поступает и безбилетный пассажир, которому удается обмануть контролеров. В этом отношении он похож на зайца, потому так и называется.
Эта категория людей фигурирует и в произведениях русских писателей. Описывает «зайцев» Чехов, в шутку называя их господами пассажирами, доставляющими беспокойство кондукторам, и пользующимися целым набором привилегий. Им не нужно стоять в очереди у кассы, тратить деньги на покупку билетов, и затем поминутно доставать их из кармана штанов, чтобы показать контролеру. Это, конечно же, издевательская шутка, которая, правда, недалека от истины.
Ну а как обстоят дела с этой категорией людей в западных странах. В той же Франции, например, их сравнивают с кроликами, намекая на трусость и прыткость этих зверьков. Так что наши зайцы, в своем стремлении проехаться на халяву в общественном транспорте, не одиноки.