С точки зрения здравого смысла, провозглашение прав ребенка в отдельном документе было верным шагом. Во-первых, сравнивать детей и взрослых нельзя. Несовершеннолетний ребенок не может отстаивать свои интересы в юридических органах, в отличие от взрослых, у которых на это имеются все права. Дети нуждаются в постоянной опеке своих родителей, которые и должны заниматься этими вопросами. Во-вторых, отношение к детям должно быть несколько иным, нежели к взрослым. В-третьих, другим должен быть и спрос с детей.
Исходя из этих особенностей, в 1959 году ООН была принята Декларация прав ребенка, которая базируется на принципе, что он должен получать от общества все самое лучшее. В данном документе на международном уровне были оговорены правовые и социальные аспекты защиты детей, а также вопросы, связанные с их благополучием.
В 1898 году прошла конвенция Генеральной Ассамблеи ООН, на которой мировым сообществом был выработан и принят документ, касающийся прав ребенка. Все они отражены в 54 статьях. Его краеугольным камнем являлось утверждение, что ребенок является абсолютно самостоятельным субъектом общества, и полноценной личностью.
Вплоть до начала 21 века ребенок не имел таких прав, и до совершеннолетия пользовался опекой своих родителей. То есть, он считался недееспособным, и по этой причине все правовые вопросы, связанные с его существование в обществе, взрослые решали на свое усмотрение. Они выбирали ребенку: профессию, место учебы, находили работу, решали в каком возрасте на нее выходить, с кем встречаться и на ком жениться. Понятно, что все это глупо и очень тривиально, но так было, и от этого никуда не денешься. Ну, а ребенку, лишенному прав, просто деваться было некуда. Приходилось соглашаться с мнением родителей и следовать их наставлениям.
Но давайте трезво смотреть на вещи. Чем ребенок, кроме незрелости, отличался от взрослых. Да ничем. У него также имелось свое собственное мнение и самолюбие, которые, душились взрослыми на корню. Но бесправный человек никогда не станет гармоничной личностью. Чтобы это произошло, он должен обладать такими же правами, как и взрослые. При этом финансовое и социальное положение родителей, жилищные условия, национальность – никакого влияния на этот процесс оказывать не должны.
Едва появившись на свет, ребенок уже является личностью и равноправным гражданином своей страны. Он имеет право на собственное имя и фамилию, жизнь, свободу и неприкосновенность, труд, образование, работу, медицинскую помощь. Фамилию и имя ребенку первоначально дают родители, но по достижению 14 лет он имеет право самостоятельно их изменить. Неприкосновенность ребенку также гарантируется. Никто не должен причинять ему боль и вряд, в том числе и родители. В современном обществе это считается уголовно наказуемым преступлением.
Ребенок имеет право на собственное мнение, которое может быть отличным от мнения его родителей. Все жизненные перемены (смена имени, фамилии, проживание с матерью или отцом, усыновление и удочерение) должны происходить только с его личного согласия. При достижении 10-летнего возраста желание ребенка является приоритетным. В 14-летнем возрасте он получает право самостоятельно обращаться в судебные органы для решения правовых вопросов.
Какой религии отдать предпочтение, ребенок также решает самостоятельно.
В документе указано, что до достижения совершеннолетия, все материальные затраты, касающиеся содержания ребенка, ложатся на плечи его родителей, а при их отсутствии, на опекунов, в число которых входит и государство.
Кроме того, ребенок имеет право: на образование, на защиту, на обеспечение своих жизненных потребностей, на заботу.
Есть у ребенка и политические права, которые также отражены в данном документе. Он имеет право: быть членом детских и юношеских общественных организаций, деятельность которых ориентирована на организацию досуга, военно–патриотического воспитание, спорт и творчество.
В документе оговорено, что детей запрещено привлекать к тяжелому физическому труду. При приеме на работу работодатель обязательно должен обращать внимание на возраст ребенка, и в соответствии с этим устанавливать для него продолжительность трудового дня и размер оплаты. Все без исключения дети являются полноценными гражданами, и поэтому могут пользоваться социальной защитой, которая должна быть направлена на их оздоровление. Заработанными средствами (зарплата, стипендия, помощь) ребенок может распоряжаться по своему усмотрению.
Выбор профессии, места учебы и дальнейшей работы являются прерогативой ребенка. В этих вопросах родители имеют лишь рекомендательный голос. Они не вправе ставить ребенку условия и требовать их беспрекословного выполнения.