Франкское Государство Меровингов

0
1954

В III веке на исконно германских землях близ Рейна возник новый мощный союз германских племен, главную роль в котором играли племена франков. Римские историки, не слишком хорошо разбиравшиеся в многообразии варварских племен и народов, называли франками все германские племена, обитавшие в районе Рейна. В нижнем течении Рейна жили племена, позднее объединенные историками в группу так называемых салических (приморских) франков. Именно эта часть франкских племен, наиболее сильная и организованная, и начала продвижение на запад, в галльские области, принадлежавшие Риму.

В IV веке франки в качестве федератов, официальных союзников Рима, окончательно закрепились в Галлии. Их общество было почти не затронуто романизацией, и в политическом и культурном плане франки были совершенно самостоятельны. Как союзники они немало помогли Западной Римской империи – в 451 году франкское войско выступило на стороне римлян против армии Аттилы.

Единого вождя у франкских племен поначалу не было. Разрозненные княжества были объединены лишь в конце V века вождем одного из племен – Хлодвигом из династии Меровингов. С помощью дипломатии, а подчас и военной силы Хлодвиг подчинил или уничтожил остальных франкских правителей и собрал под своими знаменами могучее войско. С этим войском он за несколько лет отвоевал у Рима все его галльские земли.

Подчинив себе те части Галлии, которые принадлежали Риму, Хлодвиг немедленно повел борьбу против вестготов, еще раньше обосновавшихся на галльских землях. Эти обширные, но совершенно запущенные во время римского владычества угодья, превосходные пастбища и обилие лесов стоили того, чтобы сражаться за них. В скором времени франкам принадлежала практически вся Галлия, за исключением небольшой области на юге, оставшейся за вестготами. Политическое же влияние Хлодвига распространялось и на соседнюю Бургундию, полностью завоевать которую он так и не сумел.

В 496 году Хлодвиг вместе со своим народом принял крещение, приобретя таким образом надежного союзника – римскую католическую церковь. Франки были едва ли не первыми варварами, которые всем народом приняли именно католичество. Другие германские народы, принявшие христианство гораздо раньше них, были крещены преимущественно в арианство, одно из течений раннего христианства, которое официальная церковь (как восточная, так и западная) впоследствии объявила ересью. При поддержке церкви Хлодвиг еще больше расширил сферу своего влияния, оставив своим наследникам в 511 году одно из самых обширных к тому времени варварских королевств.

Наследники Хлодвига, его сыновья, а после них – внуки, продолжили его дело. К середине VI века королевство франков стало самым значительным в Европе. Помимо Бургундии и Галлии, франкские короли довольно быстро покорили и большинство германских племен, живших в районе Рейна. Земли Баварии, Тюрингии, Саксонии, алеманы, все прочие мелкие франкские племена подчинялись единой королевской власти, освященной римской церковью. Франки заняли среди народов новой Европы лидирующее положение, вытеснив с исторической сцены готов.
Хлодвиг, первый из крупных франкских завоевателей, щедро наделял свой народ земельными владениями. При нем в европейской экономике появилось понятие аллода. Аллодом назывался земельный участок, находящийся в полной собственности владельца. Землю можно было дарить, продавать, обменивать и завещать. Из аллодов выросло все сельское хозяйство феодального Запада. Они сформировали свободное крестьянство, благодаря которому земледелие понемногу стало выходить из кризиса, начавшегося еще до Великого переселения народов.

Введение аллодиального землевладения свидетельствовало о серьезных переменах во всем франкском обществе. Как и все германские народы, франки сохраняли родоплеменные устои. Пахотные земли, на которых проживала община, всегда были общественной собственностью. Каждая семья или род, имевшая собственный участок, обладала всеми правами на собранный урожай, но ни в коем случае не на землю. Однако по мере развития франкского общества, по мере укрепления королевской власти в ущерб власти общинных старейшин, старые родовые связи начали разрушаться. Рядовые общинники предпочитали вести собственное хозяйство, быть независимыми от громадной семьи. Из них и начало формироваться франкское крестьянство – лично свободные люди, обладающие и орудиями труда, и всеми правами на землю, которую обрабатывали.

В экономическом плане распад рода, выделение индивидуальных земледельцев-аллодистов были, безусловно, положительным изменением, особенно поначалу. Но с другой стороны, отныне все долги, которые совершал землевладелец, он обязан был выплачивать самостоятельно, без поддержки рода. Мелкие аллоды постепенно переходили в руки богачей и знати, забиравших землю – главное богатство в Средние века – у должников.

Крупные земельные наделы получали также королевские дружинники. Эти наделы, называвшиеся бенефициями, Хлодвиг давал только за службу и только на время службы воинов. Его наследники перевели бенефиции в разряд наследуемых даров. Третьим (и самым крупным, помимо короля) землевладельцем в королевстве Меровингов была церковь. Короли дарили церкви громадные земельные владения, в которые понемногу вливались участки близлежащих аллодов. При Меровингах была введена практика патроната, когда крестьянин поступал к крупному землевладельцу из знати под покровительство, передавая тому свой участок. Церковь также охотно принимала мелких землевладельцев под свою опеку. Как правило, в этом случае крестьянин отдавал церкви свой аллод, а взамен получал в пожизненное владение прекарий – несколько более крупный участок, за который был к тому же обязан отрабатывать ежегодную барщину или выплачивать оброк. Началось повсеместное закрепощение крестьянства. К началу Х века в Европе почти не осталось аллодов как таковых. Их вытеснили феоды – новая форма собственности на землю, обязанная своим возникновением новой, вассально-сеньориальной иерархии отношений средневекового общества.

Знаете ли вы, что:

  • Меровинги – первая королевская династия Франкского государства, правившая с 457 по 715 г.
  • Арианство – течение в христианской церкви в IV – VI вв. Основатель учения, священник Арий, утверждал, что Бог-Отец выше Бога-Сына (Христа).
  • Аллод (от древневерхненемецкого al – весь и od – владение) – индивидуальная или семейная земельная собственность в Темные века и Раннее Средневековье в Западной Европе.
  • Бенефиций – условное срочное земельное пожалование за выполнение военной или административной службы.
  • Прекарий – пользование землей, предоставленное собственником на условленный срок за вознаграждение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ