Итальянские земли на всем протяжении Темных веков не имели никакой политической самостоятельности. После распада Римской империи плодородные земли Апеннинского полуострова стали лакомым куском для множества завоевателей. Первыми стали лангобарды, покорившие северные и центральные области. Лангобардское королевство, несомненно, сыграло положительную роль в истории Северной Италии. Единство этих областей не было нарушено даже тогда, когда франки уничтожили лангобардов и присоединили итальянские земли к своим владениям. Даже Папская область, находившаяся под полным управлением церкви, не утратила культурной и экономической связи с остальными североитальянскими регионами.
Относительная политическая устойчивость и целостность привели к тому, что в Северной Италии понемногу начали возрождаться различные ремесленные производства, равно как и сельское хозяйство. В дальнейшем, когда Италия выделилась из состава Франкской империи, города северных и центральных областей обеспечили ей невиданный культурный и экономический подъем, выведший Италию в XII – XV веках, в период Высокого Средневековья, на первое место в Западной Европе.
Примерно в одно время с лангобардским завоеванием на севере, юг Италии попал под власть Византии. В военно-политическом плане южно-итальянские области оказались намного слабее северных – у византийских императоров хватало забот на Ближнем Востоке, и они были не в состоянии удерживать земли на Апеннинах. В IX веке Сицилия, а за ней и значительная часть юга полуострова были завоеваны арабами, а век спустя туда пришли норманны. Частая смена господствующих народов не могла не сказаться на культурном своеобразии южно-итальянских областей, но она же привела к политической неустойчивости и экономической неразвитости. Южная Италия в Раннее Средневековье формировалась преимущественно как сельскохозяйственный регион. Разрыв между Севером и Югом со временем превратился в неодолимую пропасть. Италия пострадала от феодальной раздробленности гораздо больше, чем все остальные европейские страны.
После того, как Верденский раздел закрепил за Лотарем, старшим из внуков Карла Великого, итальянские владения франков впридачу к титулу императора, начинается история Италии как самостоятельного европейского государства. Но здесь необходимо сделать оговорку.
Дело в том, что Италия не существовала как единое государство вплоть до середины XIX века. История Италии в Средние века, в эпоху Возрождения и в Новое время – это история отдельных городов-государств и областей, которые то вели самостоятельную политику, то оказывались под контролем более сильных соседей. Но к Х веку на территории Италии уже сложилась этническая общность, а в политико-экономическом плане Италия развивалась точно так же, как и прочие, более монолитные страны Западной Европы.
Аллодиальная земельная собственность, наследие лангобардов, перешедшее во франкское королевство, в Италии была широко распространена. Особенностью итальянской экономики в IX – XI веках стало развитие товарно-денежных отношений. Земля сделалась объектом купли-продажи. Покупали участки у разорившихся мелких собственников не только местные землевладельцы или крупные феодалы. Многие жители городов относились к покупке пахотного участка как к чрезвычайно выгодному вложению денег. Наемные крестьяне в Италии трудились в основном на полях, принадлежавших жителям городов. Отчасти за счет этого, в Италии не произошло полного распределения земли между знатными феодалами в провинциях. Самостоятельные крестьянские хозяйства с той или иной формой земельной собственности играли в сельском хозяйстве Италии более важную роль, чем в других странах. Подъем сельского хозяйства в итальянских землях шел быстрыми темпами, и это создавало прочную основу для дальнейшего экономического роста всей страны.
Еще один важный фактор быстрого экономического развития Италии после 1000 года – города. На Апеннинском полуострове уцелело множество городов, основанных еще в римскую эпоху. Тяжелые испытания Темных веков – набеги варваров, эпидемии, длившиеся по несколько десятков лет, войны и голод – подорвали роль городов в жизни общества, но не уничтожили их. Поэтому в период экономического подъема у Италии оказалась превосходная база для развития ремесленных производств. В античную эпоху итальянские города являлись преимущественно торговыми центрами, в средние века их экономические функции кардинальным образом изменились.
Торговля в городах, разумеется, не исчезла. Но вся торговая система Средневековья вообще отстраивалась заново, без привязки к торгово-транспортной системе античности. Выше уже говорилось о том, что античность торговала «по горизонтали» герграфической карты, Средневековье же – «по вертикали». Так что большинство транспортных путей надо было налаживать заново. В IX веке важнейшим торгово-промышленным пунктом в Северной Италии была Павия, королевская резиденция. Этот город располагался в чрезвычайно удобном месте, в бассейне реки По, важнейшей североитальянской торговой артерии. В Павии каждый год проводились крупнейшие в Западной Европе ярмарки.
Во всех крупных итальянских городах на рубеже X – XI веков создавались многочисленные корпорации ремесленников. Эти организации, ставившие целью защиту свободных ремесленников от властей и от крупных феодалов, в скором времени превратились и цеха, органы самоуправления горожан, сыгравшие громадную роль в политической жизни итальянских городов в XII – XIV веках.
Города Северной Италии прославились в конце Раннего Средневековья своими ткацкими производствами. В Х веке лучшие европейские тонкие сукна производились в городах Лукке, Генуе, Милане, Вероне. Постепенно среди итальянских городов возникло некое подобие специализации. Милан славился оружейным производством, Генуя, Верона, другие города северо-западной Италии – сукнами. Приморские города активно включались в международную торговлю. На западном побережье главным торговым портом стала Генуя, сохранившая свои позиции на море в течение нескольких веков. На востоке в это время восходила звезда Венеции.
Развитие городов привело к стремительному общеэкономическому подъему Италии. Но экономический рост в этом случае сыграл негативную политическую роль. Поскольку единого политического центра у итальянских областей в IX – XI веках не было, каждый город вел свою собственную политику, и между городами развернулась отчаянная борьба. И купцы, и ремесленники работали в первую очередь в расчете на покупателей из других стран, и внутреннего рынка в Италии долгое время просто не существовало. Разобщенность экономическая неизбежно вела к разобщенности политической.
С формальной точки зрения Италия была королевством. После смерти последнего короля из династии Каролингов на престол Италии пытались взойти представители ряда знатных итальянских родов. После нескольких лет войн между претендентами в Италии появился германский король Оттон. Один из претендентов на королевский престол просил Оттона о помощи. Германское войско оказало помощь, но Оттон решил положить конец распрям и короновался на царство сам, взяв титул «императора Священной Римской империи». Италия надолго стала германской провинцией, утратив едва полученную самостоятельность.
Впрочем, германским императорам начиная с XI века практически не было дела до Италии. Император правил только в собственных владениях, и мало чем отличался от любого из своих крупных вассалов, которые к тому же сами посадили его на престол. Так что в Италии к началу Высокого Средневековья политическая и экономическая жизнь напоминала мозаику. Кусочки этой мозаики, хотя и не давали единого рисунка, чрезвычайно разнообразили общую картину.
Интересное:
Люблю почитать игровые журналы и журналы по IT. Подписаться на журналы по IT можно на сайте itbook.ru. Хорошие цены — хорошие журналы.