Борьба династий Габсбургов и Люксембургов

0
3384

Средние века как исторический период с определенным хозяйственным и общественным укладом в Германии затянулись гораздо дольше, чем в остальных странах Западной Европы. Когда в Италии в XIII веке уже вовсю шел рост городской культуры и промышленности, а Франция из раздробленного феодального королевства превращалась в абсолютную монархию, Германия продолжала оставаться «лоскутным одеялом».

Рост городов, связанный с активностью европейских купцов, в германии шел параллельно с усилением роли крупных князей. Каждое княжество превратилось фактически в независимое государство с собственной экономикой. Стремление князей к обособленности вело к неравномерному экономическому развитию. Богатые торговые и промышленные центры соседствовали с бедными сельскохозяйственными районами. Власть короля в Германии была уже далеко не та, что прежде, в X – XII веках. Сам король был, по сути, одним из множества удельных князей, и занимался своими владениями, а не общими делами германских земель. Но и в этих условиях германские правители вели определенную внешнюю и внутреннюю политику.

В XIII веке на королевском престоле Германии находились династии Габсбургов и Люксембургов. Первые правители этих династий стремились укрепить собственное могущество единственно возможным на тот момент способом – расширить свои земельные владения. Лишь начиная с XIV века германские короли вернулись к попыткам подчинить себе имперских князей по всей стране. Это оказалось возможно лишь отчасти – королевские владения были куда больше, чем земли большинства князей. Но объединение территорий не вернуло королям подлинную власть над Германией. Князья к этому времени стали полновластными хозяевами своих земель, и даже война вряд ли заставила бы их уступить королю хотя бы часть этой власти.

Первый из Габсбургов, Рудольф, был избран собранием имперских князей в 1273 году. На германский престол в это время претендовали французы и англичане, так что германские князья волей-неволей предпочли иноземцам своего человека, такого же князя, как и они сами. Род Габсбургов к концу XIII века обладал едва ли не самыми крупными земельными владениями среди прочих княжеских родов, но в военном отношении оставался равным среди равных. Королевскую корону Рудольф Габсбург использовал преимущественно для расширения своих земель. Он предпочел не вмешиваться во внутренние дела других княжеств – в Германии в это время воцарился достаточно прочный мир, внешней угрозы опасаться пока что не приходилось. К тому же, на страже покоя в стране стояли гораздо более могущественные силы, чем армия. Торговым городам и богатым князьям мир был элементарно выгоден, ибо благоприятствовал торговле. Союзы князей и городов, возникавшие ради реальной прибыли, а не умозрительной верховной власти, поддерживали спокойствие во всем германском обществе.

Во внешнеполитическом плане Рудольф Габсбург отказался от имперских устремлений многих своих предшественников. Он оставил в покое Италию, формально бывшую частью Германской империи, не препятствовал французским королям расширять свои владения на часть германских земель. Основное внимание Рудольфа было устремлено на Восточную Европу. При Рудольфе в состав Габсбургского королевства вошла Австрия, ранее принадлежавшая Чехии.

Необходимо заметить, что для реального усиления королевской власти в Германии не хватало крайне важного элемента общественного устройства – наследственности власти. Королей избирал совет имперских князей, и попытка кого-то из избранных передать трон назначенному им наследнику была обречена на неудачу. После смерти Рудольфа в 1292 году, Габсбурги лишились королевского титула, ненадолго вернувшегося к ним лишь в 1298. Второй правитель из династии Габсбургов, Альбрехт, слишком увлекся общеевропейскими политическими играми, пытаясь дружить одновременно с двумя главными противоборствующими сторонами того времени – с французским королем и с папой. Как известно, борьба пап и королей завершилась в пользу последних. В 1309 году король Филипп с помощью военной силы перевез папский престол во французский город Авиньон. Более чем полувековое «Авиньонское пленение» пап, одна из самых прискорбных страниц в истории католической церкви, надолго подорвало влияние католицизма в европейской политике.

После Альбрехта на германский трон взошел князь Люксембургский Генрих, принявший титул Генриха VII. С него началась более чем столетняя история Люксембургской династии, крепко державшей германский престол и даже диктовавшей свою волю остальным князьям.

Генрих VII, в отличие от своих предшественников, пытался возродить былую мощь Германской империи, и в первую очередь попытался укрепить позиции Германии в итальянских землях. К тому же он мечтал об императорском титуле, дать который мог только Папа.

Италия к тому времени представляла собой множество разрозненных и враждующих между собой территорий. Мелкие королевства и крупные торговые города Северной и Центральной Италии боролись за политическую и экономическую самостоятельность. Наряду с городами-государствами вроде Венеции, Флоренции и Генуи, коммуны большинства итальянских городов также не спешили подчиниться власти французских королей. Поход, объявленный Генрихом, многие итальянцы воспринимали как благо для страны – появилась надежда на то, что Италия наконец-то станет единым государством. Среди сторонников Генриха в Италии был, например, Данте, открыто призывавший германского короля объединить Италию. Надеждам этим не суждено было сбыться – Генрих заботился в первую очередь об усилении своего влияния в Европе, а не о том, чтобы подарить Италии мир и покой.

Итальянский поход Генриха вызвал резкое сопротивление Франции. Папа Клемент V, прежде обещавший германскому королю поддержку, разорвал союз, а французский король двинул против Генриха войска союзных ему итальянских королевств. Генрих VII умер в итальянском городе Сиене, так и не осуществив свою мечту об императорской короне. Со смертью Генриха началось длительное противостояние германских королей и Франции, поддерживавшей «авиньонских пап».

Преемник Генриха, Людовик Баварский, своими действиями как будто возвращал Европу ко временам раннего Средневековья, когда конфликты между германскими императорами и папами, споры о том, что главнее – меч железный или меч духовный, определяли политику во всей Западной Европе.

Когда папа пригрозил Людовику отлучением от церкви, если тот не отречется от престола, Людовик заявил, что его избрали германские князья, а не папа. Так что не папе, подчиняющемуся королю Франции, лишать его власти. Отлучение не остановило Людовика, и он продолжал дело Генриха VII – завоевание Италии. Более тонкий политик, чем Генрих, Людовик заключил союз с жителями Рима, восставшими против владычества «авиньонского папы». Эта поддержка помогла германскому королю дойти со своей армией до Рима, где в 1328 году он короновался императорским титулом. Но итальянцы скоро разочаровались в Людовике – ему, как и французам, Италия была нужна только как богатейшая и высокоразвитая провинция, а не как независимое государство, на что так надеялись жители городских коммун.

В 1330 году Людовик покинул Италию. В Германии ему стало уже не до имперских устремлений – на королевскую власть в самой Германии претендовали члены нескольких крупных княжеских родов, усиливших свое положение за время итальянской кампании короля. А папа, против которого Людовик так открыто выступал, в 1437 году короновал на германский престол внука Генриха VII, Карла IV. При этом короле из династии Люксембургов в германском государстве произошли важнейшие перемены.

Карл изначально занимал королевский престол в Чехии, завоеванной его дедом. В середине XIV века Чехия была одним из самых развитых в экономическом и культурном отношении среди германских княжеств, и чешский король был одним из первых среди германских князей. С воцарением на германском престоле, Карл продолжал укреплять Чехию как центр своего влияния, и добился немалых успехов. При нем германские колонисты и миссионеры буквально заполонили чешские земли. При Карле в Чешском королевстве начался расцвет культуры и искусства. В частности, в 1348 году король открыл в Праге университет, один из первых в Европе. Сами немцы называли Карла «отцом Чехии и отчимом империи».

Однако, это было не совсем так. Карл поддерживал немцев, селившихся в Чехии, и отодвигал на задний план коренное население королевства. Чешские князья и епископы не обладали в стране никакой реальной властью, чешские ремесленники были не в состоянии противостоять агрессии немецких бюргеров, купцов и ремесленников. Вскоре после смерти Карла, в конце XIV века, в Чехии началось мощнейшее национально-освободительное движение, которое возглавил проповедник Ян Гус.

Карл IV, укрепляя мощь Чехии, стремился прежде всего укрепить собственно влияние в германских землях. Его основным противником среди княжеских семейств оставалась династия Габсбургов, поэтому Карл раздавал новые льготы и права мелким князьям, завоевывая союзников среди них. В обстановке жесточайшего противостояния среди германских князей король был вынужден не просто давать обещания, но и закреплять их своими указами. Ради этого он издал первый крупный документ за время своего царствования – «Золотую буллу», впервые юридически оформив главные черты германского княжеского строя XIV века.

«Золотая булла», изданная Карлом в 1356 году, узаконивала практически полное всевластие князей на принадлежащих им территориях. То, что со времен последних германских императоров было ничем не обоснованной самодеятельностью местных властителей, отныне приобретало силу незыблемого закона. Другой принципиально важный момент, записанный в тексте королевского указа – список князей, которые имели право избирать короля. В этот список «князей-избирателей», курфюрстов, вошли семь человек – трое архиепископов и четверо властителей крупнейших германских княжеств, в число которых входил и король Чешский.

Особым пунктом в «Золотой булле» было прописано: король, избранный курфюрстами, впоследствии получает и императорскую корону. Вопрос об одобрении кандидатуры со стороны папского престола в «Золотой булле» даже не ставился. Фактически, этот документ делал курфюрстов единственными законными представителями империи, имеющими право решения по столь важному вопросу. По идее, курфюрсты должны были собираться раз в год в одном из германских городов, чтобы совместно с королем решать вопросы управления империей, однако на деле этого не было.

Княжества, чьи правители были избраны курфюрстами, должны были отныне быть неделимыми, и власть в них передавалась по наследству от курфюрста к его старшему сыну. Таким образом, была узаконена и наследственность княжеской власти, ранее также практиковавшаяся, но формально не признававшаяся. В своих владениях курфюрст обладал всей полнотой власти над подданными, чеканил собственную монету и взимал пошлины с купцов. По сути, это были семь государств в государстве. Однако они оставались подданными короля и императора, не могли сами вести войны с другими государствами и вообще заниматься внешней политикой. Это было прерогативой короля.

Наряду с советом курфюрстов, Карл учредил еще один общегерманский совет – рейхстаг. В состав рейхстага должны были, по замыслу императора, входить не только курфюрсты, но и более мелкие имперские князья, чья поддержка в любом случае не мешала, и даже давала возможность влиять на курфюрстов, и главы (гроссмейстеры, великие магистры) рыцарских орденов. Наряду с князьями в рейхстаг входили представители имперских городов Германии, то есть городов, подчинявшихся императору, а не князьям, на чьих землях стояли.

Все три категории членов рейхстага заседали по своим «палатам» – курфюрсты, князья и бургомистры городов. Рейхстаг замышлялся как парламент, обладавший законодательной властью. Все королевские указы должны были быть одобрены рейхстагом, прежде чем войти в законную силу. Но назвать рейхстаг парламентом было бы неверно – в отличие от английского парламента, он представлял интересы только высшей аристократии. Другое дело, что княжеская власть в рейхстаге была ослаблена бургомистрами имперских городов, стремившимися к независимости от князей (а в идеале – от кого бы то ни было).

Наконец, в самих княжествах были созданы собрания представителей всех германских сословий – ландтаги. В ландтаг входили дворяне, духовные лица, горожане и даже представители свободных крестьянских общин. С помощью ландтагов король косвенно ослаблял полновластие князей на принадлежащих им землях.

Дипломатическое лавирование между основными силами Германии и «Золотая булла» помогли Карлу IV упрочить свое положение на германском троне. За десять лет король стал достаточно силен, чтобы наконец бросить вызов Франции и «авиньонским папам». Франция в это время вела затяжную войну с Англией – Столетнюю войну, и терпела сильные поражения. Воспользовавшись этим, Карл захватил Бургундию и в 1365 году был коронован на бургундский престол, включив эту область в состав возрождающейся империи.

Примерно в это же время папа Клемент VI предпринял попытку вернуть католической церкви ее прежнюю роль, и перенести папский престол из Авиньона обратно в Рим. Карл поддерживал папу, но не для того, чтобы вернуть Италию под власть империи, а чтобы еще больше ослабить Францию. Поначалу это удалось, Карл даже был коронован императором, но папе поддержка германского короля не помогла – Клемент вернулся в Авиньон. Лишь его преемник сумел в 1377 году окончательно освободиться от тягостной опеки французского короля.

Впрочем, Карла не особенно расстроила эта неудача. Он не стремился распространить свою власть на Италию, предпочитая поддерживать родную Чехию. Центр тяжести германской империи окончательно переместился в Восточную Европу. Вскоре после смерти Карла IV в Чехии началось мощнейшее национальное движение, сыгравшее важную роль во всей европейской истории Позднего Средневековья.

Интересные сведения:

  • Габсбурги – королевская династия в Германии и Австрии, существовавшая с перерывами вплоть до 1918 г.
  • Люксембурги – королевская династия, правившая в Священной Римской империи в 1308 – 1313, 1247 – 1400 и 1410 — 1437 гг.
  • Рудольф Габсбург – император Священной Римской империи с 1273 ПО 1291 г.
  • Генрих VII (ок. 1275 – 1313) – король Германии с 1308, стал императором в 1313 г.
  • Ян Гус (1371 – 1415) – чешский проповедник, идеолог Реформации.
  • Курфюрст – князь, представитель высшей духовной или светской знати, имевший право голоса при выборе нового императора.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ