Распад Германии в средние века

0
2302

Империя Габсбургов XV – XVI веков может считаться империей лишь отчасти. В ней не было и малой доли величия «Священной Римской империи», выросшей после Верденского раздела на землях Восточно-Франкского королевства. Германские короли получали титул из рук папы и с одобрения имперских князей. Единственно, где король имел реальную власть – в его собственных владениях. В политическом отношении Германия в XIII – XV веках утратила практически все позиции, а к XVI веку начала терять и земли.

Правда, империя X – XII веков – лишь тень подлинной германской империи, созданной Карлом Великим. Империя франков была, конечно, несравненно слабее Римской империи, которой уподоблял ее сам Карл, но это было первое могущественное государство германцев, утвердивших свое господство в Европе. Империя, созданная Саксонской династией, была «тенью империи» Карла Великого. Империя Габсбургов и Люксембургов стала «тенью тени».

В самом конце XV века курфюрсты, по-прежнему самые сильные фигуры в германской политике, попытались положить конец развалу страны. В 1495 году собрался рейхстаг, на котором был объявлен вечный мир между всеми германскими землями. Рейхстаг учредил также всеимперский суд, разбиравший дела как императорских, так и княжеских подданных. Ради укрепления страны рейхстаг постановил ввести новый всеобщий налог – «имперский пфенниг». Средства, собранные от этого налога, шли на нужды имперского управления.

Очевидно, именно «имперский пфенниг» и нанес последний удар по империи. Князья не торопились с его введением на своих землях, а король со своей стороны не очень был доволен тем, что имперский суд отбирал у него часть власти над собственными подданными. Одним словом, попытка наиболее дальновидных курфюрстов хотя бы примирить германских правителей не удалась. Германия продолжала распадаться. Каждое княжество в хозяйственном отношении еще больше обособилось, а жители некоторых земель открыто заявляли о своей независимости. В начале XVI века император Максимилиан Габсбург был вынужден признать независимость части северогерманских владений – Швейцарского союза. История образования этого союза крайне интересна.

Имперские города, пользовавшиеся с давних пор некоторой независимостью от курфюрстов и мелких князей, всегда вели собственную политику внутри Германии. Эти торговые центры объединялись в союзы и даже вели войны, не желая подчиняться ни императору, ни тем более княжеской власти. Еще в XV веке среди прочих союзов выделялся Швейцарский, наиболее демократическая часть германских земель. Альпийские горы служили швейцарцам надежной естественной защитой от военной агрессии империи. К тому же в швейцарских землях сохранилось, как нигде в Германии, свободное крестьянство. Князья не имели власти в Швейцарии, и устанавливать там феодальные земельные порядки было практически некому.

Небольшая горная область оказалась в чрезвычайно выгодном экономическом положении. Швейцарские торговые города контролировали все доступные пути через Альпы и сосредоточили в своих руках всю торговлю в регионе. В конце XV века Швейцарский союз городов, подкрепленный свободным крестьянством, смог даже разбить войска германского императора, стремившегося подавить все вольности городских союзов. А к XVI веку швейцарцы и вовсе добились выхода из империи, чем существенно ослабили ее.

Несколько позже экономика германской империи получила еще один сильный удар. В середине XVI века фактически обособилась от Германии знаменитая Великая Ганза, крупнейший в Северной Европе союз торговых городов. Великая Северонемецкая Ганза возникла из множества более мелких ганз – торговых сообществ городов, существовавших еще в эпоху раннего Средневековья. Окончательно она сформировалась в середине XIV века.

Напомним, что Ганза – союз торговых городов. Правила в ней были крайне строгими. В Ганзу, контролировавшую всю торговлю в Северной Европе, Прибалтике и частично в русских землях, принимались только те города, где правила купеческая гильдия. Если в совете города большинство получали представители ремесленных цехов, город исключали из Ганзы и лишали торговых привилегий.

С одной стороны, Ганза была чисто торговым объединением, защищавшим интересы купцов. Но если коммерческий интерес пересекался с политикой, ганзейцы действовали независимо от короля. Так, в XV веке Ганза объявила войну Дании и успешно выиграла ее, став монополистом в скандинавской торговле. К XVI же веку, когда империя фактически рассыпалась, Ганза и вовсе стала «государством в государстве». Ганзейские города не стремились к политической самостоятельности, но и не позволяли никому на эту самостоятельность покуситься.

Распад империи Габсбургов был вызван двумя основными причинами. С одной стороны, германские князья заботились лишь об укреплении собственных владений, а не о всей стране. Жесточайшее противостояние крупнейших княжеских династий, примерно равных по силе, не оставляло шансов на появление действительно сильного правителя, способного своей волей объединить страну и покорить остальных, хотя бы и силой оружия. Короли, которых избирал совет курфюрстов, слишком зависели от верховных князей, да и мыслили точно так же, как и князья – в рамках собственных владений.

Феодализм, уже отживший свое по всей Европе, процветал в Германии вплоть до XVII века и сильно задерживал политическое развитие страны. С другой стороны, империю подтачивал червь прогресса – города. Германские города (возможно, более независимые от князей, чем сам император), в отличие от феодального сельского хозяйства, не стояли на месте. В них развивались ремесла, образовывались цеха и гильдии, складывалось самоуправление. Рамки феодального государства, к тому же раздробленного на множество удельных княжеств, мешали экономическому росту городов. Из-за границ между княжествами таможенные пошлины могли разорить даже зажиточного купца, а отсутствие нормальных экономических связей между германскими землями мешало нормальному развитию ремесел. Поэтому так легко объяснимо стремление германских имперских городов к независимости и объединение в союзы, способные противостоять и князьям, и императору.

С XV века в Германии возникло несколько крупных городов-республик, подобных Венеции или Флоренции в Италии. В Нюрнберге, Аугсбурге и ряде других городов, не входивших в Ганзу, развивалось банковское дело, зародившееся в Италии. Банкирские дома, принадлежавшие частным лицам, совершенно не зависели от внешней и внутренней политики германии. Банкиры с одинаковой готовностью ссужали деньгами и папу римского, и императора, а купцы из этих городов торговали чуть ли не со всемирным размахом. Эти вольные города, как и Ганза, как и союзы городов, подрывали мощь императорской власти. На Германию неудержимо, хотя и невероятно медленно, надвигалась новая эпоха, в которой главную роль должны были играть купцы, а не князья. В эту эпоху Германии суждено было изменить ход европейской истории – стать колыбелью новой веры, протестантизма.

Интересные сведения:

  • Великая Ганза (Великая Северонемецкая Ганза)– торговый союз западноевропейских городов в XIV – XVI вв.
  • Ганза – союз, товарищество купцов в германии в Раннее Средневековье.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ