Что такое мифы?

0
3285

Мифы — древние сказания о богах и героях — особый вид литературы. От обычных литературных произведений их отличает то, что у них нет автора. Но это лишь часть ответа на вопрос. Если никто конкретно их не создавал, то откуда они взялись?

Объяснений столько же, сколько и ученых, бравшихся объяснять. Например, долгое время считалось, что поскольку люди древности еще не понимали, как возникают различные явления природы, то они представляли их в виде фантастических существ — божеств и чудовищ. Зато все согласны с тем, что мифы сложились в первобытные времена, тогда же примерно, когда на Земле появились люди. Значит ли это, что в пору своего детства человечество рассказывало самому себе о богах, героях и сотворении мира вместо сказок на ночь?

На первый взгляд эти волшебные истории придуманы просто так, для забавы. Был, скажем, у древних греков бог Гермес, большой шутник. Как-то, еще младенцем, он сбежал из колыбели и у другого бога, Аполлона, увел из стада пятнадцать коров. А следы замел, привязав к их копытам тростник и ветки. Коров Гермес спрятал в пещере, загнав их туда задом наперед — чтобы следы вели не внутрь, а наружу.

Между тем далеко к северу от Греции, на Скандинавском полуострове, никто слыхом не слыхивал про Гермеса, зато все знали о проделках бога Локи. Однажды к тамошним богам явился великан и предложил всего за полтора года обнести их город неприступной стеной. В награду он просил отдать ему в жены богиню любви Фрею, а в приданое ей — солнце и луну. Локи уговорил богов согласиться: дескать, никакому великану не под силу управиться за полтора года. Но к концу срока стало ясно, что строитель вот-вот выполнит обещание, — и как же тогда жить без любви, солнца и луны? Боги рассердились на Локи, и ему пришлось придумывать, как выйти из положения. Великану помогал гигантский конь. Локи обернулся красавицей кобылицей, и конь, позабыв о хозяине, умчался за ней вдогонку. Стена так и осталась недостроенной.
А на другом континенте, в Северной Америке, индейцы верили, что прежде всех людей появился хитрец Манабозо. Отец его — западный ветер, а прабабка — луна. Манабозо даже солнце обвел вокруг пальца, когда решил добыть для людей огонь. Он превратился в кролика, спрятал за спиной трут, пробрался к светилу в дом и принялся там скакать. Да так забавно, что солнце улыбнулось, а от его улыбки загорелся трут. Тут похититель и пустился наутёк.
Ясно, что Гермес, Локи и Манабозо — мифологические собратья. Но почему в мифах таких непохожих народов действует, по сути, один и тот же герой-обманщик? Или разница между народами не столь уж велика?

Человечество хоть и состоит из отдельных личностей, на самом деле — единый организм. В начале XX века швейцарский психолог и исследователь мифов Карл Густав Юнг предположил, что при множестве внешних различий по самой своей сути люди похожи настолько, что даже их фантазия устроена одинаково. Её лучше всего сравнивать с набором кубиков. Из десятка кубиков-игрушек можно построить то башню, то домик, а «кубики-фантазии» складываются в образы героев мифов. Их также не больше десятка, только служат они не для игры, а для того, чтобы выражать важнейшие стороны человеческой жизни.


Осваиваясь на Земле, люди сталкивались с какой-нибудь «вечной» проблемой — и «кубики» оживали, превращаясь в подходящего персонажа. Надо, к примеру, разобраться в хаосе событий — и фантазия человечества рождала мудрого старика или старуху, которые помогали советом и делом. Надо понять самого себя, осознать свои возможности — и в дорогу отправлялся герой, чтобы добыть волшебный предмет, дающий силу. А когда доходило до подробностей, сказывался местный колорит. Гермес, как и древние греки, обходился сандалиями, а Локи, бог северного народа, носил башмаки. Но у обоих обувь была волшебной — крылатой или скороходной.
Так появились мифы. Они вбирали в себя детали повседневной жизни, но при этом каждый из них рассказывал о чем-то вечно важном. Мифы — это летопись того, что происходило у человечества в душе, пока оно взрослело и набиралось опыта, осмысливало устройство мира, жизнь и смерть. Появившись на свет, мифы обретали самостоятельность и начинали влиять на судьбы людей, как, например, миф о Христе. По мере того как одни мифы устаревали, человечество вновь пускало в дело «кубики» своей фантазии — и получались новые мифы. И по сей день любой из нас, если верить ученым, от рождения способен к мифотворчеству. Так что мифы — не просто явление из глубокой древности; они существуют и сейчас, хотя и отличаются от прежних.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ