Каждому отдельному человеку трудно читать эту летопись внутренней жизни человечества — оно ведь не пишет прямо: «Тогда-то мне пришлось решать такую-то проблему», а изъясняется на языке символов. А вот пласт души, где залегают «полезные ископаемые» для сотворения мифов, находится столь глубоко, что люди, как правило, и не подозревают о его существовании. Но во все времена были и теперь есть творческие личности, от рождения настроенные на все человечество. Не важно, осознают они это или нет, но они улавливают то, что происходит у человечества в душе, и могут об этом рассказать, каждый по-своему. Все они — своего рода трансформаторы: принимая «ток высокого напряжения» мыслей и чувств целой страны или даже всей планеты, они преобразуют его для нас в наши домашние «220 вольт», создавая нечто такое, что нам по росту, что доступно нашему восприятию, — картины, скульптуры, здания.
Пока люди не представляли себе мира без богов, они не сходили с полотен художников, занимали воображение скульпторов и обитали в храмах. Сначала художники еще только делали к мифам иллюстрации. Так было на заре искусства Древней Греции, когда скульпторы просто изображали богов и богинь, чтобы остальные греки могли им поклоняться. К XVI веку мифы превратились в своего рода международный язык. Каждый персонаж греко-римской мифологии, а затем и Библии означал для европейцев то или иное понятие: Афина — мудрость, Веста — домашний очаг, Иуда — предательство, Богоматерь — материнство. Этим языком пользовались и люди искусства: они знали, что зритель их поймёт.
В XIX-XX веках с развитием науки картина мира изменилась: в ней почти не осталось места божественному, то есть необъяснимому, волшебному, и необходимость в мифологическом языке отпала. Но роль творческих людей осталась прежней. Поэтому и теперь все, что изображают художники или скульпторы, даже натюрморты, пейзажи и бытовые сценки, тоже имеет отношение к мифам.
Если проследить, какие сюжеты предпочитают живописцы разных времен, можно представить себе, что волновало человечество на том или ином этапе его роста и какие истины оно стремилось постичь.
Интересные сведения:
Храмы, в которых древние греки воздавали почести богам, выглядели примерно так же, как один из самых знаменитых — Парфенон. Он построен в V веке до нашей эры по проекту мастеров Иктина и Калликрата дя Афины Парфенос (Девы).