Мы уже говорили, что древние китайцы считали человека частью природы. А государство, населенное множеством людей? То же самое. Вся Поднебесная должна жить в согласии с космосом, подчиняться законам Вселенной. Но добиться этого нелегко: ведь человек, в отличие от растений, животных и небесных тел, обладает разумом и волей и по своей прихоти часто совершает неблаговидные поступки. В мире все взаимосвязано, и за каждое неправильное действие природа наказывает человека: посылает землетрясения, засухи, проливные дожди и другие беды. Поэтому китайцы внимательно следили за состоянием окружающей среды.
Так, по представлению средневекового художника, мог выглядеть дворец первых императоров.
Если катаклизмов происходит слишком много, значит, дела в Поднебесной обстоят неважно. А рассказывая о счастливых временах, обязательно отмечали, что тогда «небесные тела не сбивались со своего пути, солнце и луна не затмевались, холмы и горы не рушились, реки и потоки не запруживались».
Итак, благополучие страны зависит от поведения людей — каждого в отдельности и всех вместе. Но основная ответственность лежит на императоре. Ведь он общается с самим Небом и получает от него в дар особую магическую силу, и еще ему помогают души умерших правителей. Значит, император в первую очередь обязан наводить порядок в своей стране, поддерживать гармонию между природой и обществом, космосом и людьми. Как этого добиться? В древности китайцы, как и другие народы, придавали большое значение жертвоприношениям, которыми надеялись умилостивить высшие силы. Главным жрецом был император. Кроме того, считалось, что управлять государством нужно особым образом: подражая природе, придерживаясь ее «расписания». Например, смертные приговоры можно выносить только осенью, когда природа «умирает». Весной же следует снимать кандалы с узников и даже приостанавливать расследование преступлений, дабы ничем не омрачать это прекрасное, радостное время года.
Путешествующий сановник. Фрагмент погребальной стенной росписи (эпоха Хань).
Подражать природе императору приходилось и в личной жизни — каждый месяц менять апартаменты, цвет одежды, пищу и даже жен и наложниц. В первый месяц весны государь жил в восточной части дворца, одевался только в зеленое и носил нефритовые (тоже зеленые) украшения, ездил в колеснице под зеленым балдахином и ел блюда из пшеницы и баранины. Ведь зеленый цвет, пшеница и баранина связаны с весной, с животворящими силами мужского начала Ян.
Нам подобные предписания кажется наивными. Но не забывай: они появились в глубокой древности. А со временем люди поняли, что только ритуалами да жертвоприношениями благополучия в государстве не достигнуть. Одним из таких людей был великий мудрец Конфуций.