В 1976 г. И. С. Шкловский, обсуждая проблему асимметричного синтеза органических соединений в природных условиях, приходит к заключению о том, что не совсем ясно, каким образом в живом веществе молекулы имеют асимметрию только одного знака, и вряд ли асимметричный синтез в естественных условиях первобытной Земли мог происходить, но, так или иначе, а вопрос о причине асимметрии живой субстанции пока остается открытым. Мы не специалисты в этом вопросе и поэтому вместо обоснованных соображений (которых мы не могли найти в специальной литературе) выскажем некую полуфантастическую гипотезу, которая, возможно, окажется полезной. А именно: представим себе, что в пред-биогеническом бульоне аминокислоты абиогенного происхождения ориентированы определенным образом в связи со своей полярностью. Этот эффект нетрудно воспроизвести, если на поверхность воды «напылить» крупные молекулы парафиновых углеводородов. Затем вступает в действие обычная радиация, которая «сшивает» те концы молекул, которые «торчат» из воды, ибо концы молекул, погруженные в воду, экранированы от воздействия коротковолнового спектра солнечных лучей. Заметим, что такой процесс мог произойти тогда, когда Земля не была еще экранирована мощным слоем атмосферы в целом и озоновым экраном, в частности. Именно тогда возникла жизнь.
Вероятность полимеризации только левых изомеров или только правых гораздо больше, чем левых с правыми, поскольку полимеры одного вида более плотно прилегают друг к другу, атомы углерода по которым главным образом и происходит радиационное «сшивание» молекул, находятся гораздо ближе друг к другу, чем в случае разных изомеров. Возникает вопрос — почему в таком случае нет отдельно «правой» и отдельно «левой» жизни? По этому поводу можно ответить словами И. С. Шкловского, что некогда в первобытном океане, представлявшем собой водный раствор химически активных органических соединений, благодаря счастливому стечению случайных и довольно маловероятных обстоятельств возникла одна молекула нуклеиновой кислоты, подобная современной молекуле рибонуклеиновой кислоты (РНК) у вируса табачной мозаики, но только значительно более простая. При этом ранее возникшая жизнь не даст возможность новому зарождению жизни. Микроорганизмы и вирусы буквально «съедят» уже первые ростки новой жизни.
Нам кажется, что высказанная нами идея о возможности асимметричного синтеза на поверхности первобытных лагун, вблизи вулканов и фумарол значительно повышает вероятность того случайного зарождения жизни, о которой говорит И. С. Шкловский. А раз возникнув, самовоспроизводящие протеиновые скопления, распространявшиеся со скоростью, прямо пропорциональной количеству питательных веществ, эволюционируя, приобрели способность к прямому синтезу органических веществ из неорганических соединений окружающей среды. Стало быть, они начали употреблять в пищу СО2, синтезируя при помощи солнечного излучения простейшие углеводы, например, по реакции C02+H20 lv ^СН2+Ог.
Все, что происходило дальше (как эти простейшие организованные скопления органических веществ эволюционировали и как это все привело к современному разнообразию жизни), описано в литературе достаточно подробно. Подсчитано и количество кислорода, которое выделялось в атмосферу за счет биологической деятельности. Его оказалось вполне достаточно не только для образования кислородной атмосферы, но и для окисления мертвой материи, в том числе многих компонентов горных пород. Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что только первоначальное обогащение протокоры летучими могло привести к образованию гидросферы и атмосферы.