Самое ранее свидетельство о пользовании парными, как ни удивительно, найдено именно в Британии в ходе археологических исследований. Предполагается, что здесь их начали строить более чем за 2000 лет до викингов. Археологи долго ломали голову над разгадкой многочисленных «обгоревших насыпей» — искусственных холмиков из потрескавшихся от нагревания камней и древесного угля, разбросанных повсеместно. О них было известно лишь время их появления. С помощью определения радиологического возраста древесного угля выяснилось, что в основном насыпи относятся к концу 2 тысячелетия до н. э., к бронзовому веку, когда для ритуальных целей еще использовался Стонхендж — крупнейшая мегалитическая культовая постройка.
Насыпи из обожженных камней обычно находят около источников воды. Как показали раскопки, иногда здесь сооружали прямоугольные желоба или резервуары из камня, глины или дерева. Очевидно, эти емкости предназначались для хранения запасов воды, но истинное их назначение до сих пор не ясно. Насыпи из камней часто трактуют как места, где устраивались пиры. Считают, что обожженные камни служили в то время своего рода «кипятильниками»: их нагревали в костре, пока они не раскалялись докрасна, а затем бросали в резервуар, чтобы довести воду до кипения. Использование таких «кипятильников» — обычный метод приготовления пищи сообществами людей, еще не знакомых с металлической посудой.
Но все ли насыпи из обгоревших камней на Британских островах можно считать просто кучами использованных «кипятильников» в местах приготовления пищи? Археологи Лоуренс Барфилд и Майк Годдер, занимавшиеся в Бирмингемском университете проблемой происхождения таких насыпей в Западном Мидленде, пришли к совсем иным выводам. Они исследовали подобную насыпь близ Бирмингема, но несмотря на «тонны просеянного при раскопках материала» не обнаружили ни кусочка от костей животных, что было бы удивительным для места приготовления пищи. Растительные остатки, естественно, сгнили, но кости и раковины обычно сохраняются. Может быть, их разъели находящиеся в почве кислоты? Ответ был отрицательным, ибо анализ почвы показал нейтральность среды. И почему не обнаружено никаких иных остатков — скажем, разбитых чаш, указывающих на то, что здесь готовили пищу?
По-видимому, насыпи из обожженных камней — вовсе не места приготовления пищи. В 1987 г. Барфилд и Годдер пришли к заключению, что насыпи, которые они исследовали возле Бирмингема, были остатками саун. На это указывают и кучи обожженных камней, и их расположение у водоемов, и отсутствие каких-либо признаков остатков пищи или развалин древних поселений. Сама парная могла быть непрочной конструкцией, чем-то вроде палатки, которой пользовались скифы. Барфилд и Годдер предложили идентифицировать все насыпи из обожженных камней как уцелевшие остатки саун. Весьма смелое обобщение. Ведь в некоторых подобных насыпях в Ирландии находили останки животных, а местный фольклор повествует о том, как герои прошлого кипятили воду для приготовления пищи и омовений в специальных углублениях или ямах, бросая туда раскаленные докрасна камни. Вполне возможно, что одни насыпи являются остатками пиршественных очагов, а другие — парных бань.
Наиболее характерная сауна доисторического периода находится в Лиддл Монд на одном из Оркнейских островов у северного побережья Шотландии. Рядом с обычной насыпью из обожженных камней обнаружена тщательно сложенная из необработанных камней постройка бронзового века, относительно небольшие размеры которой не позволяют считать ее жилым домом. Внутри имеются помещения вроде кабинок с каменными скамьями, но слишком маленькими, чтобы на них можно было лежать. В центре сооружения находится большой прямоугольный каменный резервуар, по всей вероятности, для воды.
Общее впечатление таково: в этой небольшой постройке слишком мало места, чтобы ее использовали как кухню; лишь несколько человек могли вползти внутрь и разместиться вокруг резервуара с водой. Как показывают раскопки, в него бросали нагретые камни, благодаря чему и создавалась парная. Представляется маловероятным, что здесь пытались готовить пищу в такой духоте, и это подтверждает насыпь из обожженных камней. В ней не оказалось никаких органических остатков, кроме крапивы, вереска и некоторых других лекарственных трав. Использование их в саунах известно с древних времен; можно бросать травы на камни и вдыхать их аромат, как это делали скифы с коноплей. Крапива (которую едят или втирают в кожу) особенно полезна при ревматизме и артрите. По останкам древних жителей Оркнейских островов ученые определили, что такие болезни были широко распространены в доисторические времена. Не требуется особо богатого воображения, чтобы считать Лиддл Монд местным центром, куда в бронзовом веке приходили земледельцы холодного острова для облегчения боли в костях за счет потения и траволечения.