Бела Лугоши

0
543

Бела ЛугошиВенгерский актёр Бела Лугоши является одним из величайших первопроходцев жанра ужасов, а его исполнение легендарной роли Дракулы считается самым достоверным и известным. История его жизни также уникальна и интересна, как и роли театра и кино, по которым он нам запомнился.

Бела Лугоши родился 20 октября в городе Лугош, Венгрия, и звали его Бела Ференц Десо Блашко. Так сложилось, что родился он совсем недалеко от западной границы Трансильвании, где находится замок исторического Дракулы. Отец Белы Иштван нарушил семейную традицию и не стал фермером, а стал пекарем, а затем – банкиром. Но его сына ждала другая судьба.

В детстве Бела был сложным ребёнком с несносным, бунтарским характером. Уже с самого начала в нём виднелось что-то артистичное: по словам самого актёра, «ребёнком он был непослушным и сложным, а напоминал персонажей Джекилла и Хайда за исключением того, что он менялся в зависимости от пола. С мальчиками он брал роль жёсткого хулигана, а с девочками – обаятельного джентльмена».

После начальной школы Лугоши поступил в государственную гимназию, но жёсткая дисциплина и формальность пришлись ему не по вкусу: уже в 12 лет он сбежал из дома, и отправился в вольное плавание. Бела соглашался на любую работу, и выпрашивал милостыню у встречных. В конце концов он обосновался в Ресите – небольшом городе, который сейчас находится в Румынии. Здесь он работал шахтёром и помощником машиниста. Но ему не было суждено оставаться рабочим – Лугоши привлекла странствующая театральная труппа, и он решил, что станет актёром. «Мне предлагали разные небольшие роли, но я был необразованным и глупым ребёнком, над которым все смеялись. Но он я всё-таки познал вкус сцены – и унижения».

В 1987 Лугоши попрощался с Реситой и перебрался к матери и сестре в Шебадку. Через два года он вернулся в школу, но уже после четырёх месяцев вновь её бросил, чтобы стать железнодорожником. Но вскоре удача всё-таки повернулась к нему лицом: муж сестры Вилмы помог ему попасть в хор театральной труппы, где Лугоши без какого-либо образования смог поразить своим природным талантом, и уже вскоре он получал ведущие роли, с которыми объездил всю Венгрию. В 1900-х он попал в академию исполнительных искусств Венгрии, где специализировался в шекспировской игре. Тогда-то он и взял себе псевдоним «Лугоши», как отсылку к своему родному городу. В первое десятилетие двадцатого века Лугоши путешествовал по всей австро-венгерской империи, будучи главной звездой в постановках Romeo and Juliet, Hamlet, Richard III и The Taming of the Shrew. В 1913 он присоединился к венгерскому национальному театру в Будапеште, где принял участие в новых шекспировских постановках.

Несмотря на то, что актёры национального театра не призывались в армию, в 1914 патриотичный Лугоши вызвался воевать против России в Первой мировой войне. В 1916, из-за проблем со здоровьем, он вернулся к актёрству, и сыграл роль Иисуса Христа. В следующие несколько лет Лугоши начал открывать новый мир кинематографа, который становился всё популярнее в Венгрии.

Поучаствовав во многих немых фильмах, Лугоши основал Венгерский национальный союз актёров – первый в мире подобный профсоюз.

Он яростно поддерживал революцию 1919 года, но в итоге оказался врагом новообразованного социалистического государства.

В 1919 Лугоши сбежал в Вену, по легенде – спрятавшись в стоге сена. Оттуда он переправился в Берлин, где быстро прописался в немецком кино. С 1920 он появлялся во многих фильмов, в том числе в экранизации «Доктора Джекилла и Хайда», который был так близок ему в детстве. Но несмотря на быстрый успех, Лугоши решил иммигрировать в США, куда он и попал после небольшого пребывания в Италии. В Америке он тут же направился в Нью-Йорк, где его с распростёртыми объятиями встречало уже немаленькое венгерское театральное сообщество. Лугоши – практически сразу звезда среди своих – ударился в режиссёрскую и актёрскую работу. Постепенно он понимал, что на одном венгерском в новой стране далеко не выехать, и начал появляться в англоязычных постановках, дебютировав в The Red Poppy в 1922. Не знавший ещё языка Лугоши выучил все слова фонетически, звук за звуком! В то время немые фильмы всё ещё были нормой, так что проблем с языком у Лугоши не возникло. В американском кино он дебютировал в 1923 в The Silent Command, после которого получил роль в The Midnight Girl в 1925.

В 1927 Лугоши согласился сыграть главную роль в постановке «Дракула», которая была основана на готическом произведении Брема Стокера. Но Лугоши не просто взялся за роль ответственно – он сделал её своей, полностью преобразовав образ Дракулы. Вместо страшного и отталкивающего вампира перед зрителями предстал харизматичный, обворожительный аристократ. Его Дракула был уникален, и публика была очарована с первого же сказанного слова. Более года постановка путешествовала по США, и везде получала восторженные отзывы. «Восхитительная постановка. В театре всегда дежурили медсёстры и врачи для того, чтобы позаботиться о тех, кто терял сознание», — рассказал актёр.

В тридцатые годы немое кино пошло на спад, и студия Universal решила сделать собственную версию постановки, взяв на роль, конечно же, Лугоши. Это была первая звуковая экранизация романа Стокера, и за ней последовали десятки других, но с 1931 года никто не смог даже приблизиться к культовой фигуре, которую создал Лугоши на экране. Он перенёс театрального «Дракулу» на киноэкраны, и публика была в восторге. Эта роль стала для него ключевой, но звездой он так и не стал – после окончания «вампирского» бума никто особо и не думал брать его на другие роли.

В это время Лугоши – выдающийся актёр – был вынужден соглашаться на всё менее достойные роли монстров, убийц и сумасшедших учёных. В Голливуде его воспринимали, как негодяя, и старались находить только роли, максимально близкие к Дракуле. Среди жутких фильмов, в которых он принял участие, самыми известными были Murderers in the Rue Morgue (1932), White Zombie (1932), International House (1933), The Raven (1934), Dracula’s Daughter (1936) и Son of Frankenstein (1939). Сложно назвать эти фильмы особо выдающимися, но в то десятилетие Лугоши был главной звездой ужасов. Он, впрочем, особо рад и не был, вновь и вновь пытаясь отгородиться от клишированной роли негодяя: «Я был обречён играть слуг зла, но я хотел и другие роли, чтобы родители могли сказать своим детям: “Кушай шпинат и вырастешь таким же хорошим, как Бела Лугоши”. Но все лишь пугали мной своих отпрысков».

В конце тридцатых годов ужасы перестали быть популярными, но в сороковых вновь вернулись – а вместе с ними и Лугоши. В это время вышли The Ghost of Frankenstein (1942), Frankenstein Meets the Wolf Man (1943) и Bud Abbott and Lou Costello Meet Frankenstein (1948). Несмотря на обилие ролей, из-за зарплатной политики студии Лугоши жил по голову в долгах, его актёрские амбиции – в руинах.

Всю свою жизнь Лугоши был актёром, и он жил кино и театром. Он играл до последнего – и умер во время съёмок. Правда, последним его фильмам стал печально известный Plan 9 from Outer Space легендарного «худшего режиссёра» всех времён Эда Вуда.

К сожалению, Лугоши умер посреди съёмок, и вместо него роль доигрывал другой, совсем непохожий на него человек. Похоронен Бела Лугоши был в плаще Дракулы – как он и хотел.

Что касается личной жизни актёра, то он был женат пять раз. В 1917, ещё в Венгрии, он женился на Илоне Шмик, но уже через два года пара подала на развод, поскольку Илона отказывалась покидать родину в то время как Лугоши собирался в Германию. В 1921, по приезду в США, Лугоши женился на Иллоне ван Монтаг, но через три года и они разошлись. Следующей избранницей стала Вудрафф Уикс, с который он пробыл… три дня. В 1933 он женился на Лиллиан Арч, с которой пробыл двадцать лет, разведясь в 1953. Через два года последней его спутницей стала Хоуп Линингер.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ