Бехер Иоганнес Роберт

0
137
Бехер Иоганнес Роберт

Бехер Иоганнес РобертБехер Иоганнес Роберт (Мюнхен, 22.5.1891 — Берлин, 11.10.1958). Сын судьи, он начал было изучать юриспруденцию и медицину в Мюнхене, но не довел учебу до конца. В 1912 г. сотрудничал с журналом «Акцион». В 1913 г. вместе с Генрихом Ф. С. Бахмайром издавал журнал «Нойе кунст». Наряду с Верфелем принадлежал к наиболее восторженным поэтам экспрессионизма: ему хотелось бы вместить в своем сердце все человечество (и Господа Бога). Русская революция 1917 г. его буквально окрылила: ему казалось, что совершается великое братание людей. В 1918 г. он вступил в «Союз Спартака», а с момента основания Коммунистической партии Германии стал ее членом. В двадцатые годы религиозные элементы исчезли из его творчества; все его чаяния отныне возлагались на мировую коммунистическую революцию. С приходом к власти нацистов его книги подверглись сожжению, а сам он был лишен немецкого гражданства. Он эмигрировал в Москву, где и пережил войну. В 1945 г. вернулся в Германию, основал издательство «Ауфбау» и журнал «Зинн унд форм» («Смысл и форма») в Восточном Берлине. В 1954 г. назначен министром культуры ГДР. Его роман «Прощание» (Abschied, 1940) и отрывок из другого, незавершенного романа, опубликованные в 1960 г. в посвященном его памяти специальном номере журнала «Зинн унд форм», рисуют яркую картину экспрессионистского этапа творчества Бехера. Одни только заголовки ранних сборников писателя дают представление о завоеванных им высотах: «Бунтарь. Гимн Клейсту» (Der Ringende. Eine Kleist-Hymne, 1911), «Земля» (Erde, 1912), «Благодать одной весны» (Die Gnade eines Framings, 1912), «Из глубины воззвах к тебе, Господи» (De Profundis Domine, 1913), «К Европе» (An Europa, 1916), «Священный легион» (Die Heilige Schar, 1918), «Стихотворения для народа» (Gedichte fur ein Volk, 1919), «В вечном восстании» (Ewig im Aufruhr, 1920).

В сборнике «Во имя Бога» (Um Gott, 1921) имеется стихотворение «Восстань, человече» (около сотни строк), которое начинается описанием удела современного Бехеру человека:

Проклятое столетие! Хаосоподобное!
Голоса лишенное!
Ты, человече, насажден ничтожнейшею
из наживок на крюк между мукой
и молнией, пеленою и беленой.
С выколотыми глазами. Холоп,
по которому пашут,
Припадочный. Прокаженный. Паршивый.
С разинутыми глазами.
С безумием в зубе мудрости.
С оглушительным рогом горячки во лбу…

В какой-то момент Бехер призывает солдат к пацифизму:
Ты, человече, солдат!
Ты палач и разбойник! Ты самая
страшная тварь из заложников Божьих!
Когда же наконец, о когда же —
Я вопрошаю в великой печали,
пронизанной яростью и нетерпеньем,
ведь эти чувства едины, —
Когда же ты станешь мне братом?

Вознося хвалу дезертирам, поэт умоляет солдат начать крушить собственное оружие, требует, чтобы они смирили свою гордыню, задает им решительный вопрос: кто они — сброд или творения Божии? Он призывает воюющих собраться с силами и изменить себя. В поиске братьев своих он заключает стихотворение воззванием:

Восстань, человече, — восстань, и восстань, и восстань!

В жизни же Бехер экспрессионистского периода являл собой меланхоличного и замкнутого молодого человека, не слишком жизнерадостного, страдавшего от опеки чуждого его устремлениям отца. Роман «Земля» дает некоторое представление об этой ситуации: все молодые герои здесь умирают, и каждый на свой лад! Они любят, страдают, вступают в брак с женщинами, с которыми не находят общего языка, и в результате, подобно Клейсту, кончают с собой. В отличие от его экстатичной поэзии ранняя проза Бехера выказывает достаточно мрачный взгляд на мир: здесь доминирует резиньяция и стремление к смерти, соединенное с меланхолическим культом природы. Название романа объясняется тем, что все изображенные в нем молодые герои уходят из жизни, их удел — земля.

Источник: Новостной портал onique.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ