Загадки архитектуры Юго-Восточной Азии.
Путешественника окружали величественные и ужасные джунгли. Они сплетались сплошной стеной, не пуская вперед, мучили укусами насекомых и царапинами колючек. А, главное, страхами. Анри понимал, что страхи порождены лихорадкой, и нет здесь никаких призраков, и это все малярийный бред. А еще мучал голод. Несколько дней скитался он, и вдруг безжалостная зеленая стена расступилась, и в просвете возник мираж. «Благодарю тебя, Господи, — воскликнул Анри. — Перед смертью ты даруешь мне такое чудное видение!»
Но умирать французскому путешественнику Анри Муо было еще рано. Видение оказалось реальностью, в которую он поверил, только пощупав каменные стены. Так в 1861 году в джунглях был найден заброшенный храм-город Ангкор-Ват, построенный в 1113—1150 годах и забытый на столетия (вообще-то в 1601 году его видел испанец Рибандейро, но почему-то мир не обратил на это внимания). Этот индуистский комплекс храмов, посвященный богу Вишну, находится не в Индии, а в Кампучии. Считается, что это — самый большой в мире религиозный центр, состоящий из 200 храмов. Его площадь в несколько километров окружена рвом 200-метровой ширины, символизирующим Мировой океан. На его постройку пошло столько же камня, сколько на пирамиду фараона Хефрена в Египте. Причем камни не просто искусно сложены, как в пирамиде, а украшены рельефами, весь храм покрыт изображениями богов, зверей, растений. И это при том, что историки считали: древние кхмеры (жители Кампучии) не строят каменные храмы, это не в их традициях. Откуда взялся храм, никто не знает. Вторая загадка Ангкор-Вата — почему он не разрушается. Стоит без малого тысячу лет, а ведь считалось, что кхмеры не умели хорошо строить, их техника слаба и неразвита… Третья загадка: в храме — пять главных башен, но с какой стороны ни посмотришь, видишь только три башни. Как это построено — непонятно. Четвертая загадка — почему его покинули в XV веке? Ведь на территории храма жили более 80 000 человек.
Еще одна удивительная страница архитектуры Юго-Восточной Азии — это пещерные храмы. Люди издавна молились своим богам в пещерах. Самый древний известный нам религиозный культ, обожествлявший медведя тысячи лет назад, в каменном веке, уже имел нечто вроде пещерных храмов — в священной пещере танцевали ритуальные танцы, там поражали убитого или нарисованного медведя копьями, чтобы он дал себя убить на завтрашней охоте. Пещерные святилища разных религий сохранились в Турции (например, Демре), в Крыму (Чуфут-Кале), в Грузии (Вардзия), в Эфиопии (Тыграй, Ласте), в Китае (Юньган, Лунмэнь), в Корее (Сокку-рам)… Все не перечислить. Знаменитая Киево- Печерская лавра началась с пещер («печор»), которые, по легенде, выкопал сам основатель лавры Антоний Печерский (983—1073 годы). Хотя карстовые пещеры были в тех местах издавна — вода промывала известняк.
Почему же такое противоречие: люди стремились молиться небесным богам под землей? Разгадок несколько. Это безопасность: первые христиане Рима предпочитали молиться в пещерах под землей, скрываясь от императорских карателей. Пещерные комплексы Турции и Крыма строились именно как укрытия от врагов, в Чуфут-Кале враг не мог незаметно взобраться по скалам. Это уединение: монахи Киево-Печерской лавры уходили под землю, стремясь служить Богу в одиночестве, отрекаясь от суеты мира. Но главное, что пещера никогда не воспринималась людьми кг)к просто дыра в земле. Это было нечто волшебное. Не случайно в Древнем Китае пещера считалась воплощением женского начала Инь (а гора — мужского Янь). Значит, пещера в горе — это символ единства женского и мужского начала, гармонии мира.
Гармонию мира прославляли пещерные храмы Индии. Они появились примерно в I веке до н.э. и назывались чайтъи. Не было числа скульптурам, рельефам и росписям, покрывавшим стены этих храмов. 30 пещер храма Аджанты особенно знамениты своими фресками, пещерные храмы острова Элефантиды поражают рельефами, обступающими зрителя со всех сторон. В центре одного пещерного храма Элефантиды находится 6-метровый бюст трех-ликого Будды. Он вырублен из того же камня, что вся пещера, и пласты-полосы горной породы пересекают лицо бога наискосок, придавая ему странное живое выражение — то ли это морщины, то ли гримасы, то ли улыбка.
Боги улыбаются в темноте священных пещер…