Что такое агафология?

0
1570

Человек постоянно находится в поисках того, что приведет его к счастью. Одни люди ищут Бога, другие ищут материального благополучия. Одни ищут любви, а иные лишь дневного пропитания. Представления людей о высшем благе бывают, порой, самыми противоречивыми, приземленными и возвышенными. Но как бы ни было, всех людей объединяет одно – они ищут свое «высшее благо» и посвящают этим поискам всю свою жизнь.

Развитие мировой философии и этики, также, зиждутся на этом поиске. Поиску блага посвящены многие труды философов и прогрессивных мыслителей, как древности, так и современности. Сформировалось целое учение о поиске всеобщего блага, которое является составной частью практической философии. Это учение специалисты называют агафологией.

Само слово «агафология» состоит из двух греческих слов: «агафос» — добро, и «логос» — слово. Если дословно, получается: «слово о добре» или «слово добра». То есть, агафология изучает пути достижения высшего блага (добра) для каждого конкретного индивидуума, серьезно размышляющего о достижении высшего блага и обретения счастья.
Согласно Сократу, агафология объединяет идею человеческой добродетели и идею блаженства. Для древнего философа высшее счастье заключается в достижении и следовании добродетели. Добродетель и счастье неразрывно связаны между собой и являются как бы синонимами. Это определение Сократа стало предметом оживленных споров для более поздних философских школ. Но эти споры не разрешились и сейчас. Беда поздних философов в том, что они ставят на первое место жизненную мудрость и пренебрегают мировой мудростью, на основе которой стоит все мироздание.

Естественное для Сократа равенство, тождество добродетели и счастья, истолковывалось по-разному.

Последователи эпикурейской школы считали добродетель лишь инструментом для достижения счастья и при этом, следование добродетели приписывали холодному меркантильному расчету.

Последователи стоицизма видели счастье в скрупулезном соблюдении правил и норм добродетели и ее проявлении в отношениях между людьми.

Две эти непримиримые позиции влияют на агафологию на протяжении всей многовековой истории развития мировой философской мысли. В учение Сократа привнесено многое из стоической школы, а именно – эвдемонизм.

Логическое современное выражение основного постулата агафологии о высшем благе заключается в предположении о том, что в идеальном мире праведно поступающий человек обретает высшее счастье. Так или иначе, рано или поздно, он, следуя нравственным постулатам мирового порядка, обретет это счастье и достигнет самого высшего блага.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ