Для чего живописцу анатомия? Анатомия в искусстве

0
1452
анатомия да винчи

анатомия да винчиСовременных художников этот вопрос не затруднит: чтобы правильно изображать человеческие фигуры. Но ответ им достался по наследству — от живописцев эпохи Возрождения. Именно они в погоне за точностью воспроизведения жизни стали изучать пропорции человеческого тела, мышцы и кости, из которых оно состоит, изменения, которые оно претерпевает с возрастом. Стремясь делать все по науке, они вникали в работу мускулов, запоминая, какие из них напряжены, а какие расслаблены при разнообразных движениях. Каждый из художников XV века постигал хитрости анатомии своим умом.

Антонио Поллайоло, по словам Вазари, первым показал, «как нужно находить мускулы, чтобы определить их форму и расположение в человеческой фигуре». А изученные мускулы он тщательно выписывал на своих картинах, предпочитая для наглядности рисовать обнаженные фигуры. Добыть эту премудрость он мог разве что собственным трудом — учебников по анатомии в его распоряжении не было. И Поллайоло, уподобившись патологоанатому, препарировал трупы. В пору Высокого Возрождения так делал и Леонардо да Винчи, покуда папа римский не запретил подобного рода занятия. Лука Синьорелли так увлекся внедрением анатомии в живопись, что стал рисовать фигуры преимущественно в сложных разворотах и позах — падающие, откидывающиеся назад, лежащие, — но так, что зритель видел их под самыми необычными углами зрения.

анатомия да винчиХудожники Ренессанса чтили древних римлян и греков, а те, в свою очередь, — красоту человеческого тела. Итальянские мастера тоже научились её ценить, любуясь римскими изваяниями. Андреа Мантенья, например, античные статуи казались самыми совершенными в мире фигурами, и героев своих первых работ он списывал с них. Не без влияния древних в живописных произведениях XV века впервые с древнеримских времен появилась обнаженная натура. Лучшее из таких полотен — «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Для художников Высокого Ренессанса изображение тела и его движений было уже пройденным этапом; их больше занимали движения души. «Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души. Первое — легко, второе — трудно…» — это слова Леонардо да Винчи. На картинах этих мастеров физическая нагота героев — синоним обнажения сути. Особенно часто «раздевали» фигуры Микеланджело и Тициан. Им не хотелось, чтобы зритель отвлекался от человека, разглядывая вещи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ