«Дух эпохи»

0
2104

Попытки описать тот или иной исторический период в нескольких словах, сформулировать основной жизненный принцип той или иной культуры, найти некий «дух эпохи» предпринимались с самого зарождения современной исторической науки. С одной стороны, попытки эти откровенно упрощают всю историю, с другой – оказываются отчасти удачными, по крайней мере, при сопоставлении двух крупных исторических эпох. Воспользуемся и мы этим приемом.

При сравнении античности и Средневековья как двух хронологически близких исторических эпох античность нередко рисуют временем торжества мира над духом, когда человек воспевал красоту природы и себя самого. Средневековье же предстает в таких сравнениях мрачной порой, когда люди отказывались видеть в окружающем их мире хоть что-то прекрасное, обращая взоры к небесам. При всей примитивности подобного анализа, он отчасти верен.

Для античного человека боги были частью природы, для средневекового – природа была лишь частью единого, вездесущего и всемогущего Бога. Материальный мир существовал в представлении средневекового христианина лишь до тех пор, пока была на то воля Божья. Все, что происходило в мире – плохое ли, хорошее – исходило от Бога и не могло совершаться без божественного ведома. Смиряясь с невзгодами телесными, человек укреплял дух. Расцвет средневекового искусства после Х века – наиболее заметный результат «накопления сокровищ небесных», заповеданного Евангелием и вновь провозглашенного Григорием Великим.

В Средние века духовное начало глубоко проникло в материальный мир. Люди западноевропейской цивилизации представляли себе Ад, Чистилище и Рай как вполне реальные области Вселенной. Более того, эти области находились не где-то в потустороннем мире, а практически по соседству с миром живых. Наилучшая иллюстрация этому – начало путешествия Данте по загробному миру. В долину, где он встретил Вергилия и откуда началось его странствие, итальянский поэт забрел совершенно случайно, заблудившись «в сумрачном лесу». Несмотря на явную аллегоричность рассказа о том, как он «утратил правый путь во мгле долины», все части загробного мира, согласно воззрениям поэта, находились в мире материальном. Более того, Данте указывал конкретные координаты и пропасти, ведущей в Ад, и горы Чистилища, которую возможно увидеть человеку (как увидел ее Одиссей, страдающий в одном из кругов Дантова Ада), и кругов Рая, находящихся на небесах и планетах (Луне, Венере, Марсе, Солнце). И Данте был не одинок в стремлении материализовать загробный мир. Видения, особый жанр литературных произведений, сложившийся за два-три века до Данте и сочетавший в себе античную традицию (в первую очередь, «Энеиду Вергилия) с арабским «мираджем» и евангельскими «откровениями», рисуют вполне реалистичную картину Ада и Чистилища — мест, где можно ходить вперед и назад, вправо и влево, то есть где существуют те же координаты, что и в мире живых. Представления о географии мира в Средние века были весьма своеобразны: на знания о пределах обитаемого мира (ойкумены) накладывались не менее (а порой и более) подробные “сведения” о сверхъестественном мире.

Время и пространство, отношения в обществе, власть господина над подданным, взаимоотношения сеньора и вассала – на все это средневековый человек смотрел через призму божественного. Анализируя западноевропейское общество эпохи Средневековья (неважно, Раннего или Позднего), нельзя не делать поправку на мировоззрение той эпохи, которое покоилось на идее миропорядка, установленного Богом, и на представлении о том, что всякий человек занимает в этом миропорядке раз и навсегда отведенное ему место.

Именно этим мировоззрением европеец Средневековья отличается от сына эпохи Возрождения. Правда, последний тоже осознавал себя творением «по образу и подобию Божьему». Но для человека Возрождения «по образу и подобию» означало «с правом творения, подобно Творцу». Возрождение было активно по отношению к окружающему миру, а Средневековье — пассивно. Этот «дух эпохи» сохранялся на протяжение всего Средневековья, и даже Возрождение (эпоха скорее культурная, чем историческая) не избежало его влияния.

Интересные сведения:

«Мирадж» (ар. «восхождение») – жанр, получивший название от легендарного путешествия пророка Мухаммеда на небо, где ему были продиктованы заповеди Корана.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ