Феодализация Византии

0
2471

Процесс распада сельской общины принял особенный размах в конце IX века. В деревне все более отчетливо выделялись две категории людей: богачи-динаты, скупавшие у обедневших соседей землю, и бедняки, вынужденные наниматься к динатам в качестве париков – держателей участка, с которого платили владельцу установленную дань.

Динаты постепенно приобретали все большее могущество в своих районах. Императоры, строившие государство по образцу скорее древневосточных царств, чем варварских военных демократий Запада, не могли смириться с таким положением дел. В византийском войске свободные крестьяне, призывавшиеся в случае войны в ополчение, были едва ли не главной воинской силой. Императоры не могли допустить утрату влияния на эту стремительно уменьшающуюся категорию подданных. В Х веке было издано несколько императорских законов, целью которых было вернуть землю прежним хозяевам. Если выяснялось, что динат незаконно захватил земельный участок соседа или купил его за бесценок, земля возвращалась к прежнему хозяину бесплатно. Прежние владельцы земли получали право выкупать ранее принадлежавшие им участки в рассрочку. Однако эти законы не особенно помогли крестьянам. Расслоение деревни шло неостановимо.

Военная реформа, проводимая византийскими императорами одновременно с земельной, шла в том же направлении, что и на Западе. Службу в тяжелой коннице могли нести только богатые люди (согласно одному императорскому указу, владелец трех и более стандартных участков обязан был явиться на военную службу с конем и в полном вооружении всадника). Владельцам мелких земельных наделов император повелевал выставлять по одному воину от нескольких хозяйств. В целом же византийские императоры, боясь попасть в военную зависимость от богатых динатов, предпочитали обращаться за помощью к наемникам из многочисленных варварских народов, населявших Империю.

Процессы, разворачивавшиеся в городе и в деревне были прямо противоположны друг другу. В деревне свободные земледельцы не могли тягаться с огромными поместьями динатов и земельными наделами императорских чиновников – по сути говоря, теми же феодами, какие появились в это время на Западе. А в городах, наоборот, независимые ремесленники значительно упрочили свои позиции. Рост византийских городов был связан не только со внутренними (такими, как общий экономический подъем), но и со внешними факторами. В первую очередь, на благосостоянии Византии положительно сказалось оживление политической, экономической и общественной жизни Западной Европы, шедшее бурными темпами уже в Х веке. Богатые западные феодалы были, пожалуй, главными заморскими покупателями предметов роскоши – дорогих тканей, украшений, вин, всевозможных экзотических товаров.

Благодаря тому, что с арабами почти все западноевропейские государства находились в крайне напряженных отношениях, Византия расширяла торговлю с братьями по вере. Константинополь стремительно расцвел именно за счет этой торговли. Византийские деньги, полновесные золотые монеты-безанты, охотно принимали повсюду в Европе. Однако роскошь и растущее благосостояние византийцев не давали европейцам покоя. Многие западные хронисты той эпохи с возмущением писали об «изнеженных греках, купающихся в роскоши и не позволяющих доблестным рыцарям купить то, что им угодно». Посланники того или иного европейского короля, прибывшие с официальным визитом в Константинополь, первым делом с изумлением писали о том, как все дешево «у греков» в сравнении с родиной. Возмущение же у «доблестных рыцарей» вызывали в первую очередь две вещи – запрет на вывоз некоторых товаров (в частности, пурпурных плащей, так ценимых среди европейской знати) и само богатство «греков», торгашеское, а не взятое с бою.

Византийцы, в свою очередь, относились свысока к «грубым солдафонам», привычным больше к сражениям на поле боя, чем в зале дипломатических приемов. Византия раздражала жителей Запада своей утонченностью, а те возмущали византийцев отсутствием лоска. Взаимная неприязнь должна была рано или поздно вылиться в конфликт. Начало этому конфликту положили церковные иерархи. В 1054 году римский кардинал Гумберт предал анафеме константинопольского патриарха, а тот в ответ – Гумберта и папу римского. Это событие, важнейшее в истории христианской церкви, получило название схизмы. Две ветви христианской церкви разошлись, чтобы никогда больше не сойтись.

Позднее, уже в период крестовых походов, европейцы дали выход своей ненависти к грекам. В ходе одного из крестовых походов, войско крестоносцев отклонилось от первоначального маршрута. Вместо Иерусалима, занятого сарацинами, они пошли на Константинополь и устроили там жесточайший погром, после которого столица Византийской империи долго не могла оправиться. Зверское убийство нескольких тысяч жителей Константинополя – по сути, единоверцев западных рыцарей, -вызвало осуждение даже в Риме, но дело было сделано, Запад доказал сам себе превосходство «латинян» над «греками» и фактически похоронил Восточную империю.

Впрочем, до этого было пока далеко. В X – XI веках Византия переживала расцвет. В Константинополе выросло множество новых дворцов, была расширена знаменитая городская гавань Золотой Рог. Столица Византии на рубеже тысячелетий была не только самым богатым, но и самым густонаселенным городом христианского мира.

На протяжение многих веков Византия была одним из важнейших центров международной торговли. Свое значение как судоходного порта этот город, ныне известный как Стамбул, не утратил и по сей день. Немаловажным фактором, способствовавшим расцвету морского порта Константинополя, стала его уникальная бухта Золотой Рог, глубина которой – 47 метров – идеально подходит даже для самых крупнотоннажных судов.

На рубеже IX – X веков Византия на какое-то время упрочила пошатнувшееся было политическое положение. В течение полувека византийцам пришлось вести кровопролитную войну с Болгарским царством, постоянно покушавшимся на окраинные земли империи. В конце концов, Болгария была завоевана. Однако это не принесло византийцам желаемого облегчения. Подчинив себе болгарские земли, они лишились буфера, сдерживавшего турков-сельджуков — наиболее агрессивную в тот момент нацию мусульманского мира.

Примерно с середины Х века территория Византии подвергалась нападениям со стороны русских князей. Несколько походов на Царьград, как русские называли Константинополь, окончились вполне успешно. Византийцы даже выплачивали Руси дань. Кроме того, русские купцы пользовались правом беспошлинной торговли в Византии – невероятно щедрая уступка со стороны греческих императоров.

В 980 году, когда положение внутри Империи стало довольно шатким, киевский князь Владимир помог Византии войсками. Вскоре после этого Византия и Русь заключили военно-политический союз. Владимир женился на Анне, сестре императора Василия II, опытного и дальновидного политика. Константинопольский император добился того, чтобы Владимир, а вместе с ним и его народ, принял христианство. «Крещение Руси», происшедшее в 988 году, стало первым шагом на пути сближения молодого славянского государства с древней империей и привело к немалым взаимным выгодам. Год от года русско-византийские связи укреплялись – русские князья брали в жены греческих принцесс, стремительно развивавшееся взаимодействие церквей привело к культурному подъему России.

Византийская церковь приложила немало усилий к тому, чтобы укрепить союз с Русью, выгодный империи не меньше, чем славянам. Византийское церковное искусство, в первую очередь, иконописная традиция, легло в основу русского религиозного искусства.
В политическом плане византийская церковь, впрочем, не имела такого влияния на вновь обращенные страны, как католическая. В Византии роль церкви вообще была гораздо меньше, чем на Западе. Патриарх, глава греческой церкви, избирался с согласия императора. Ни сама церковь, ни епископы не имели в Византии таких земельных богатств, какими могли похвастаться главы католической церкви. Соответственно, и внешнеполитическая активность константинопольской церкви была невелика. Зато в повседневной жизни граждан Империи религия играла гораздо большую роль, чем в западных странах.

Византийская империя была на рубеже X – XI веков главным оплотом христианских мистических учений. Богословские вопросы обсуждались едва ли не на улицах, причем более чем серьезно. Эта черта византийцев также немало раздражала визитеров с Запада, писавших про Константинополь: «Спроси у грека, сколько стоит хлеб в его лавке, и узнаешь, почему Отец выше, чем Сын. Спроси, который час – тебе ответят про Троицу».

По всей стране возникали монастыри – большие и малые, государственные и учрежденные частными лицами. Нередко несколько крестьян объединяли свои земельные владения и основывали монастырскую общину. Впрочем, она недолго сохраняла независимость: крупные монастыри, как правило, поглощали такие общины в течение нескольких лет. Ряд монастырских общин был создан по распоряжению императора. Настоятели этих монастырей подчинялись правителю, что давало ему возможность удерживать в нужных рамках могущество монастырских общин, возраставшее год от года.

В XI веке провинциальная знать перешла в наступление на внутриполитическом фронте. Василий II, последний император Македонской династии, силой и хитростью еще удерживал свои позиции в государстве. Но после его смерти в Византии начался разброд. Столичная знать, опиравшаяся на разветвленный чиновничий аппарат, какое-то время сохраняла господство, но с середины XI века империя оказалась охвачена непрерывными гражданскими войнами. В результате ослабились и внешнеполитические позицим. Турки на востоке и норманны на западе лишили Византию ряда ее территорий. В частности, под натиском норманнов Восточная империя потеряла все владения на Апеннинском полуострове, которые затем уже не сумела вернуть. Полувековой период смут закончился тем, что на престол взошел император Алексей I Комнин, представитель провинциальной знати.

Как и на Западе, феодальная раздробленность в Византии закончилась победой местных феодалов-землевладельцев над центральной властью, обладавшей лишь древними титулами, но не реальными богатствами.

Интересные сведения:

  • Динаты (греч. dynatos – могущественный) – крупная землевладельческая знать в Византии. По другой версии – просто светские и духовные владетели в Византии X в.
  • Безант – европейское название золотой монеты, чеканившейся в Византии. Из-за высокого содержания золота считалась самой надежной «валютой» вплоть до XII –XIII вв.
  • Схизма (от греч. schisma – расщепление) – олфициальное разделение единой христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную).
  • Золотой Рог – естественная гавань и бухта у южного входа в пролив Босфор. Ее длина 12, 2 км, средняя ширина 100 м, глубина 47 м
  • Сельджуки – ветвь тюркских народов (туркмен), впервые упоминающаяся в истории с X – XI в.
  • Алексей I Комнин (ок. 1048 – 1118) – император Византии с 1081 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ