Восточная империя

0
2245
Юстиниан 1

Юстиниан 1При разделе Империи восточному императору отошли области, издавна кормившие Рим. Приморские центры земледелия, главным из которых оставался Египет, скотоводческие регионы Малой Азии, богатые лесом Балканы обеспечивали Константинополю значительное экономическое превосходство над западным соседом.

Немаловажным фактором, обеспечивавшим процветание Византии, стало и то, что здесь, в отличие от Рима, рабский труд всегда играл гораздо меньшую роль. Основными сельскохозяйственными работниками в Византии были колоны и свободные земледельцы, платившие государству налоги всей общиной. Труд свободных и полусвободных земледельцев был гораздо производительнее рабского. Не стоит забывать и о том, что в Западной Римской империи именно рабы стали основной опорой захватчиков-варваров. В Византии же проблема рабов стояла не так остро, что и помогло византийским императорам более успешно сдерживать варварские орды, лишенные поддержки местного населения.

В Византии процветала торговля. Помимо крупнейших торгово-транспортных центров (Константинополь, Александрия, Коринф, Бейрут), повсюду в Византийской империи развивались и мелкие города, промышленные и торговые центры. Византия широко развернула сеть морской торговли – от Причерноморья до Британии, от Европы до Индии.

Богатство Византии не давало покоя многим завоевателям. В конце IV века на территорию империи вторглись вестготы, но были вынуждены отступить. Позднее Аттила, собравший свою орду в 434 году, долгое время присматривался к византийским владениям, не предпринимая явных попыток нападения и опасаясь мощи Восточной империи. Византийские правители сумели воздействовать на Аттилу дипломатическими средствами, и по их совету он обрушился на Галлию (где войско гуннов было разбито в 451 г.).

Не обходилось, разумеется, и без внутренних проблем. Одной из главных стала проблема религиозная. В Византии отношение к религии было не таким жестким, как в католическом мире, и в V веке всевозможные ереси получили широкое распространение и поддержку народа. Наиболее распространенными в Восточной империи были несторианская и монофизитская ереси. Несториане отвергали божественную сущность Христа, видя в нем всего лишь человека, а монофизиты, напротив, отвергали человеческую природу Бога-Сына. Каноническое же учение, принятое в Византии как государственное, утверждало двоякую природу Христа – божественную и человеческую одновременно. Разногласия между сторонниками различных учений приобретали временами характер народных волнений, а многие еретики пользовались поддержкой светской знати. Полностью одолеть ереси официальным церковным властям удалось лишь к началу VI века.

Времена, когда в Западной Европе наступил упадок во всех сферах жизни – политике, экономике, культуре – стали для Византии эпохой расцвета. Первым из византийских императоров послеримской эпохи повел активную внешнюю и внутреннюю политику Юстиниан I (527 – 565). Этот император начал с того, что решительно реформировал и укрепил государственный строй.

Основой экономической жизни государства Юстиниан считал рабовладение. Изданные им законы, фиксировавшие и развивавшие нормы традиционного римского права, подтверждали разделение на рабов и свободных граждан, причем колоны приравнивались к рабам. Население городов и деревенских общин было обложено громадными налогами, торговцы отдавали в казну значительную часть прибылей, не говоря уже о непомерно высоких пошлинах на ввоз иноземных товаров.

Столь жестокие меры, предпринятые для пополнения императорской казны, служили главной внешнеполитической цели Юстиниана – восстановлению Империи в ее прежних границах. В течение двадцати лет, с 534-го по 555-й гг., Юстиниан вел непрестанные войны. Первыми пали вандалы, основавшие собственное королевство в Северной Африке, за ними – остготы. К 554 году Византийская империя включала в себя всю Италию, Сардинию, Корсику и Сицилию, а также юго-восточные области Пиренейского полуострова – иными словами, практически все Средиземноморье.

Обновленная империя снова ожила. Помимо внутренней торговли, вновь активизировались связи с заморскими странами. В VI веке в руки византийцев попал секрет изготовления шелка. Монополия на производство шелков издавна принадлежала китайцам. Вывоз гусениц шелкопряда за пределы Поднебесной империи карался смертью, равно как и продажа гусениц чужеземцам. Однако византийскому монаху, прибывшему в Китай вместе с купеческим караваном, удалось вывезти несколько гусениц, спрятанных в выдолбленном посохе.

Византийцы наладили собственное производство шелка, который оказывался дешевле, чем привезенный из Китая. Однако делиться своим знанием с соседями они не торопились. Долгое время шелк в Европе оставался такой же монополией Византии, как раньше – Китая. Похожая ситуация складывалась и с рядом других товаров, технологию изготовления которых византийцы тщательно скрывали. Многие предметы роскоши, производившиеся в Византии, были запрещены к вывозу за пределы страны. Много позднее, ближе к концу тысячелетия, суровая «экспортная» политика Византии стала одной из причин охлаждения отношений между восточным и западным христианским миром.

В эпоху правления Юстиниана возрождается монументальное строительство – верный признак «вселенских» амбиций правителя. При Юстиниане в Константинополе был воздвигнут знаменитый Храм Святой Софии, одно из величайших архитектурных сооружений того времени. Активное храмовое строительство по всей стране сопровождалось укреплением позиций православной церкви.

Но несмотря на усиление внешнеполитической мощи и влиятельности Византии в Европе, в самой империи было неспокойно. Слишком тяжкие поборы вызвали волну народных восстаний по всей стране. Император был вынужден снизить налоги и сократить армию. Этим немедленно воспользовались южные соседи – персы, оккупировавшие Месопотамию и сирийские области.

В начале VII века Византию постигла примерно та же участь, что нескольким столетиями раньше – Рим. В пределы империи вторглись варвары. По большей части это были различные славянские племена, облюбовавшие Балканы. Укрепления, построенные Юстинианом, не остановили захватчиков, и в короткий срок Византия фактически утратила контроль над Балканами.

Ослабевшая империя вынуждена была одну за другой уступать захваченные ранее территории. Лангобарды отвоевали у Византии почти весь Апеннинский полуостров, оставив восточному императору только область вокруг Равенны (Равеннский экзархат), южно-итальянские области и Сицилию. Позднее и эти территории оказались во власти других завоевателей – сперва арабов в IX веке, а затем норманнов, пришедших в XI – XII веках в Средиземноморье. На северо-западе славяне, объединившиеся с аварами, совершали набеги вглубь страны, доходя до самого Константинополя. Несколько раз славянские захватчики проникали вглубь греческих земель и даже на острова Эгейского моря. Греция попала под влияние славян, сохранявших там свою независимость на протяжении нескольких веков.

С юга в то же самое время напирали арабы, лишившие Византию богатейших малоазиатских областей и Египта. Новое арабское государство, возникшее вскоре после распространения ислама, искало новых жизненных пространств. Закрепившись в Северной Африке, арабы начали наступление на материковую Европу, захватив практически всю Испанию. Их продвижение на север удалось остановить (и то не сразу) только Карлу Великому в конце VIII века. Византия же справилась с арабами лишь в IX веке.

К середине VII века Византия лишилась половины прежних владений. В условиях непрекращающихся войн с арабами, славянами и персами византийским императорам приходилось проявлять чудеса дипломатического искусства. Чтобы разрешить хотя бы часть внутригосударственных проблем (восстания рабов, недовольство крестьян высокими поборами), императоры проводили все новые реформы. Результатом этих реформ стал экономический подъем в сельском хозяйстве, заложивший основы нового расцвета Византии.

Как и в западноевропейском обществе, деревня в Византии постепенно выходила на передний план, оттесняя город. Прежняя торговая империя постепенно превращалась в сельскохозяйственную. Общинный уклад, характерный для земледельческих районов Востока не только в греко-римскую эпоху, но и гораздо раньше, сохранился и в христианском византийском государстве. Правда, византийская сельская община отличалась от крестьянской общины Западной Европы. Византийские крестьяне, в отличие от германцев, не объединялись в крупные роды. Общинной собственностью считались далеко не все угодья вокруг деревни. Пахотные участки находились в руках отдельных семей, и все урожаи принадлежали только хозяевам. Владения общины включали такие важные угодья, как пастбища, источники и леса. Об этих угодьях вся общинники заботились сообща. С юридической точки зрения все члены общины были самостоятельны, но налоги и подати собирались с целой общины, а не с отдельных семей. В этом плане община несла ответственность за каждого из своих членов.

Тому, что соседская община сохранилась в государственном устройстве Византии в течение долгого времени, Византия обязана славянам. Эти варвары, колонизовавшие часть византийских земель, принесли туда свои порядки, в том числе и необычайно прочный общинно-родовой уклад. Славянская община прочно «сцементировала» византийскую.

Тем не менее, общество не стояло на месте. Феодализация, быстро изменявшая западноевропейское общество, не миновала и византийскую экономику и политику. Круговая порука играла не на руку общинникам: по мере того, как налоги возрастали, значительная часть жителей деревни разорялась, а в условиях коллективной ответственности за долги этот процесс шел только быстрее. Общинники были вынуждены продавать свои наделы и наниматься на работу к богатым землевладельцам. Многие из этих богачей были в недавнем прошлом такими же рядовыми крестьянами, но сумели сохранить и приумножить собственные владения. Такие наследственные владения – вотчины – постепенно начали играть важнейшую роль в сельском хозяйстве Византии.

Рост значения деревни сказался и на городах. Многие мелкие города Византийской империи в VIII веке переориентировались на сельскохозяйственное производство. Крупными ремесленными центрами остались лишь наиболее важные города, крупные торгово-транспортные узлы. Ремесленники в этих городах объединялись в корпорации, ставившие своей целью защиту и поддержку своих членов. Византийские корпорации, разумеется, были далеки от знаменитых цехов, которым суждено было сыграть важнейшую роль в общественно-политической жизни Западной Европы в эпоху Высокого Средневековья, однако общие черты у этих двух форм организации свободных ремесленников явно присутствуют.

Интересные сведения:

  • Ересь – религиозное течение, отличающееся от официальной доктрины в вопросах догматики и культа.
  • Юстиниан I (Юстиниан Великий, ок. 482 или 483 – 565), византийский император с 527 г. Выходец из крестьянской семьи.
  • Храм Святой Софии – выдающийся памятник византийской архитектуры, построенный в 532 – 537 гг. Его длина 77 м, диаметр купола – 31,4 м
  • Персы (фарси) – народ, закрепившийся в Центральном и Восточном Иране во II-м тысячелетии до н.э. В VII в. н.э. были завоеваны арабами и приняли ислам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ