1778 год. Необходимость укрепления приазовского региона заставила императрицу Екатерину II принять решение об основании уездного города при впадении р. Кальмиус в Азовское море. Первоначальное название города было Павловск, но 1779 г., город переименовали в Мариуполь. В это же время начали строить морской порт в устье Кальмиуса. Город привлекал новых жителей обилием рабочих мест.
Благодаря морскому порту город развивался и рос. Боевые действия в период Крымской войны 1853-1856 г.г. затормозили развитие города из-за значительных разрушений и приостановки торговли. Новый толчок развитию города дала прокладка железнодорожной ветки. Морская торговля давала возможность беспрепятственно вывозить товары в страны средиземноморского бассейна. Для увеличения пропускной способности морских судов, в 1886-1889 г.г., Мариуполь обзавелся новым морским портом. В городе стали открываться консульства многих европейских и азиатских государств.
Строительство металлургических заводов Никопольского — Мариупольского металлургического общества и «Русского Провиданса» сделали Мариуполь промышленным центром юга страны. Конец XIX века сделал город не только одним из центров сталелитейной промышленности. Развивались кустарные производства и заводы, перерабатывающие сельхозпродукцию. В 1887 г., в городе открылся театр, благодаря которому активизировалась культурная жизнь Мариуполя.
С 30 декабря 1917 г. по декабрь 1919 г., Мариуполь стал ареной противостояния белогвардейцев, интервентов и большевиков. Победу одержали большевики. Уже в марте 1920 г. в городе была создана Красная Азовская военная флотилия, которая начала боевой путь с операций против флота барона Врангеля. После окончания гражданской войны Мариупольскую флотилию перевели в Севастополь.
Металлургическое производство Мариуполя было национализировано. Два основных завода объединены в один завод им. Ильича. В 1930-х г.г. началось строительство металлургического комбината «Азовсталь». К началу Отечественной войны 1941 г. население Мариуполя приблизилось к четверти миллиона человек. Была создана транспортная инфраструктура и построены новые многоэтажные дома.
В июне 1941 г. промышленность Мариуполя работала для нужд фронта и не останавливалась вплоть до оккупации. Оборудование заводов было демонтировано и отправлено на Урал в последние часы под обстрелами. Оккупационный период с октября 1941 г. по сентябрь 1943 г. нанес непоправимый ущерб населению. Около 10 000 человек было расстреляно, около 50 000 юношей и девушек угнали в Германию.
Восстановление города в послевоенные годы затянулось до 1950 г. Вместе с восстановлением проходила модернизация, что позволило увеличить объем продукции против довоенного уровня на 1/3.
В 1948 г. город переименовали в Жданов. С 1950-х до конца 1980-х г.г., в Жданове основано пароходство, созданы домостроительные комбинаты, открыты предприятия легкой и пищевой промышленности, расширен порт, построен завод тяжелого машиностроения «Азовмаш». Новые жилые микрорайоны, образовательные учреждения и больницы сделали Жданов привлекательным городом для многочисленных тружеников и их семей. Население к 1989 г. превысило 540 000 человек.
Начатая М.С. Горбачевым перестройка и последовавший распад СССР принесли перемены в уклад жизни города. 13 января 1989 г. городу было возвращено старое историческое название: Мариуполь.
Сейчас Мариуполь входит в десятку крупных промышленных центров Украины. Сложный период 1990-х г.г. остался позади. Город развивается благодаря морской торговле и конкурентоспособной промышленности.