За все время своего существования, человек стремился к непознанному, неизведанному и чудесному. Стремился объяснить то, чего не мог объяснить в силу недостатка знаний, который компенсировался сочинением историй с правдоподобными объяснениями, передаваемых следующим поколениям. В такие истории добавлялся назидательный элемент и элементы драматургии.
Так возникли сказки. Первоначально они существовали в устной форме и составляли часть фольклора всех народов мира. Со временем они заняли важное место в литературном творчестве народов мира как отдельный жанр.
Этот жанр называется ФОЛЬКЛЬОРНОЙ СКАЗКОЙ.
Фольклорная сказка представляет собой эпическое повествование в прозе, которое передается чаще всего в устной форме. Это рассказ о вымышленных событиях, характерных для каждого отдельно взятого народа мира. Нельзя путать сказку с такими произведениями как былина, песня, легенда, миф, предание и сказ. Эти произведения опираются на настоящие события полностью или частично. Фольклорная сказка основывается только на вымысле.
С XVII века слово «сказка» приобрело современное значение и полностью вытеснило устаревшее слово «басня». Сказка становится объектом пристального внимания литераторов и собирателей фольклора. Многие сказки переписываются, собираются в сборники, обретают новую жизнь. Этим занимаются и сейчас.
Так возник совершенно новый жанр, который называется ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКОЙ. В отличие от фольклорной сказки, литературная сказка принадлежит определенному автору. Автор сказки подражает фольклорным сказкам или создает совершенно новое произведение, в основе которого лежит дидактическая цель с нефольклорным сюжетом. Литературная сказка стала своего рода продолжением фольклорного жанра.
Литературная сказка не использует существующие в фольклорной сказке клише. Начальные зачины, такие как: «Жил-были», «В некотором царстве» ушли в прошлое. Это же касается срединных формул и сказочных концовок типа: «Сказка – ложь, да в ней намек»…
Литературная сказка отказалась от основных составляющих фольклорной сказки. У нее отсутствует анонимность. Литературная сказка записывается в прозаической или поэтической формах. В литературной сказке придается малое значение коллективности.
Современная литературная сказка изменила свою целевую аудиторию. Теперь в качестве избранной аудитории выступает взрослый человек. Все меньше используется животного эпоса, бесконечных повторений изъезженных в фольклоре клише. Больше используется элементов новеллы и меньше элементов сатиры. Литературная сказка все больше отдаляется от пяти установившихся групп фольклорной сказки.