Киевская Русь и Московское царство

0
4888

После монголо-татарского нашествия Русская земля оказалась разделенной. Киев, Владимир-Волынский, Полоцк и Смоленск находились под властью Великого княжества Литовского. Северо-Восточная Русь — Владимиро-Суздальское княжество, Рязанская и Тверская земли — оставалась под игом ордынских ханов. Князья продолжали соперничать из-за ярлыка на великокняжеский владимирский стол. И митрополит покинул Киев, перебравшись во Владимир.

Сын Александра Невского Даниил (1261-1303) стал княжить в восстановленной после татарского разорения Москве. Его наследники собирали вокруг нее разрозненные русские земли. Москва превращалась в новую столицу — наследницу города Владимира: недаром ее главным собором стал Успенский.
Но слава древней столицы — Киева — не была забыта.
Городское строительство в Москве
Городское строительство в Москве в конце XVI веке. Миниатюра из летописного свода XVI века.

После победы над татарами за Доном, на Куликовом поле (1380), московские книжники составили повесть о Куликовской битве — «Задонщину». В зачине «Задонщины» сам Дмитрий Донской, московский князь, призывает другого героя Куликовской битвы — князя Владимира — подняться на Киевские горы и с Днепровских круч окинуть взглядом всю Русскую землю. Здесь, в «полунощной» земле потомков Иафета, православная Русь потерпела на реке Калке поражение от потомков Сима — татар. С тех пор «печалью покрылась» Русская земля. В этих словах «Задонщины» оживают строки Нестора-летописца, рассказавшего, как расселились по земле сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет. Но главное, что татары оказались нарушителями Божьей заповеди — ведь они вторглись в земли, не принадлежавшие их предкам. Их ждала справедливая расплата. Борьба за единение русских княжеств во имя сохранения независимости всей Русской земли победоносно завершилась.
Успенский собор
Успенский собор, главный храм Московского Кремля. Первый собор был построен еще в 1326 году. В 1475-1479 гг. итальянский архитектор Аристотель Фьораванти возвел новый собор. Перед началом строительства он специально ездил во Владимир изучить образец.

Шапка Мономаха хранится сейчас в Оружейной палате Московского Кремля среди других регалий Русского государства.Киев остался символом исторического единства Русской земли. Московские князья хорошо помнили, что их род происходит из Киева и их родоначальником был сам Владимир Мономах. Уже после освобождения от ордынского ига, в эпоху становления Московского царства, появились легенды о «Мономаховом даре». Согласно им царский венец пожаловал Владимиру и его потомкам сам император Византии. Русские цари стали венчаться на царство этой «шапкой Мономаха».

Но не только цари помнили о славе Киева. На Севере Руси и в XIX век крестьянские певцы слагали былины о «стольном граде Киеве», где ласковый князь Владимир Красное Солнышко пировал со своими богатырями. В былинах Киев не был разорен татарами — богатыри разгромили врагов. Но и настоящий Киев быстро возродился после нашествия. Он стал главным городом украинских земель, на которых сложился украинский город. Древнерусские Полоцк, Витебск и Минск стали центрами другого восточнославянского народа — белорусов. Но у русских, украинцев и белорусов есть общее неделимое прошлое и общие исторические святыни. Их общее прошлое — это Древняя Русь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ