Первым и главным среди ремесел норманнов в эпоху викингов следует считать судостроение. На море викинг проводил едва ли меньше времени, чем на берегу, а северные воды всегда были крайне сложными для плавания. Корабль викингов должен был отвечать целому ряду требований. Их вполне можно свести к одному слову: универсальность. Вместительное судно одинаково подходило и для купеческого рейса, и для разбойничьей ватаги. На одном и том же судне можно было перевозить массу товара, и хорошо снаряженную дружину. Высокая посадка позволяла плавать и по морю, и по судоходным рекам.
Кораблестроители пользовались большим почетом у скандинавов. От качества судна зависела жизнь нескольких десятков человек. Корабль должен был хорошо держаться на глубокой воде, для чего норманны разработали Т-образный киль, обеспечивавший судну хорошую устойчивость. Рулевой брус (кормило) у норманнских ладей располагался на корме и был длинным и тяжелым.
Приступая к строительству нового судна, корабелы закладывали киль и шпангоуты, а затем приступали к обшивке. Уже в раннюю эпоху доски обшивки скрепляли железными заклепками. Уникальность норманнских ладей как раз и заключалась в том, что эти каркасные суда обладали очень гибкой и упругой обшивкой. Эти свойства позволяли бортам «гасить» удары волн во время шторма.
Корабли викингов – драккары и снеккары – были парусно-весельными. На судне была одна составная мачта. При необходимости ее вставляли в гнездо в днище судна и натягивали широкий прямой парус – квадратный или прямоугольный. Уключины для весел шли одним рядом вдоль бортов, и при гребле на весла садилась вся команда корабля.
Необходимость использования весел вынуждала корабелов делать борта судов низкими. Для защиты моряков от воды в начале VIII века борта начали снабжать невысоким фальшбортом. Первоначально корабли не имели палубы, и скамьи гребцов крепились прямо к шпангоутам и днищу. Палубный настил появился несколько позднее, по некоторым данным – не раньше IX века.
Появление палубы связано в истории норманнского судостроения с другим важным нововведением. Прежде корабли имели примерно одинаковые размеры, поскольку использовались всегда для одних и тех же задач. К тому же, на борту были лишь самые примитивные удобства (а чаще всего – вообще никаких). Но по мере того, как активность викингов возрастала во всех сферах, требовались более удобные суда, пригодные и для того, чтобы перевезти семью переселенцев со скарбом и скотом, и для доставки больших количество товара, и для транспортировки большого количества воинов. Первым решением стал палубный настил, вторым – чисто механическое увеличение длины корабля. К концу IX – середине X века размер судна становится показателем социального статуса владельца. Самые длинные корабли принадлежали, естественно, конунгам. Впрочем, увеличивать длину корпуса можно было лишь до определенных пределов, пока позволял запас прочности конструкции. В дальнейшем скандинавские корабелы пошли по линии создания специализированных судов. Так, в XI веке появилось вместительное грузовое судно, кнорр, не менее надежное, но не такое маневренное, как боевая ладья ранней эпохи. Возникли и другие типы судов, постепенно вытеснившие первоначальные модели.
Но в раннюю эпоху всем нуждам викингов служил один тип корабля. Помимо чисто практических, он отвечал и военным, и даже «военно-психологическим» требованиям. Широкие прямоугольные паруса, показавшиеся неподалеку от прибрежного поселения или монастыря, вызывали у жителей европейского побережья не меньший ужас, чем форштевень судна, украшенный резной деревянной головой чудовища – дракона или змея. От этих украшений и пошли знаменитые названия норманнских судов – драккар и снеккар.
Боевая ладья – один из самых интересных феноменов культуры Скандинавии эпохи викингов. Плавания нередко затягивались не на один месяц, и команда судна (она же – боевая дружина) оказывалась фактически запертой между двух бортов. На борту ладьи во время похода действовали совершенно особенные, весьма суровые законы.
Вообще, в эпоху викингов различные транспортные средства переживают явный подъем, что вполне естественно для цивилизации, стронувшейся с насиженных мест. Водный транспорт, безусловно, был важнейшим средством передвижения в то время. На суше же все более широко используется лошадь. Сбруя для верховой езды появляется в Скандинавии как раз в эпоху викингов, (возможно, под влиянием европейцев). В тот же период, вслед за возникновением и быстрым развитием городского строительства и зарождением внутренней торговли, в Скандинавии начинают строить хорошие дороги и мосты. В крупных поселениях, как показывают результаты археологических раскопок, улицы мостили булыжником. О развитии дорог свидетельствует и четырехколесная повозка, постепенно вытеснявшая сани.
Наряду со всеми нововведениями норманны использовали и традиционные приспособления – лыжи и коньки. Благодаря тому, что из Европы постоянно приходило железо, норманны стали в больших количествах изготавливать железные «кошки» – шипы, крепившиеся к обуви и позволявшие без труда ходить по льду. Это было особенно важно для промысловиков, нередко забиравшихся на обледенелые острова на севере страны в поисках новых охотничьих угодий. При раскопках в наше время были обнаружены подобные «кошки», крепившиеся к конским копытам.
Коньки викинги делали из кости. При изготовлении лыж, очевидно, применялась та же техника, которую используют северные народы даже в наши дни – широкие лыжи подбивались снизу оленьей шкурой. Шкуру крепили таким образом, чтобы волоски шли по ходу движения. Гладкая и плотная шерсть обеспечивала легкое скольжение вперед и не давала лыжам скользить назад.
Интересные сведения:
Немного в наши дни найдется людей, хорошо знающих старонорвежский и другие языки, на которых говорили в Скандинавии эпохи викингов. Историческая и псевдоисторическая литература прочно утвердили нас в мысли, что драккар – это судно викингов, украшенное деревянной головой дракона. На самом же деле «драккар» значит «суда викингов, украшенные деревянной головой дракона». Это множественная форма слова, которое в единственном числе звучит гораздо менее поэтично – «дреки».