Крестовые походы в средние века

0
887

В XI – XIII веках в Европе развернулся один из самых драматичных эпизодов истории христианской цивилизации. Оформившись и укрепившись в собственных границах, христианский мир впервые за долгую историю Средневековья решился выйти из собственной раковины и приступить в полной мере к исполнению Христовых заветов – распространению истинной веры среди языческих народов.

Насаждение христианства среди «варваров» – славян и норманнов – к этому времени шло уже довольно уверенно. Огнем и мечом католическая церковь укрепляла свои позиции на северо-востоке Европы. Однако основной проблемой для Рима оставался Восток. Мало того, что на Востоке находилась Византия, оплот православия, также не дремавшая в миссионерской деятельности. На Востоке затаился главный враг любого истинно верующего христианина – Магомет.

В вопросах веры христиане (в первую очередь – католики) были куда более нетерпимы по отношению к мусульманам, чем те — к христианам. В глазах католика пророк Мухаммед оставался главным раскольником, чья вера не просто противоречила учению Христа, но и стала причиной отпадения от Христовой церкви многих народов. А этот грех был едва ли не самым тяжелым. Недаром в «Божественной Комедии» Данте помещает Мухаммеда в один из нижних, тягчайших кругов Ада, где мучаются те, кто внес раскол в единство человечества, заставив многих отойти от христианства.

Но основной причиной ненависти был все же тот факт, что исламский мир посягнул не столько на духовные владения христианства, сколько на его земли: весь Ближний Восток, некогда христианский, к VIII веку принадлежал арабам. Богатые восточные земли были потеряны для церкви. Более того, арабы вторглись даже на европейскую территорию, основав сильные государства на Пиренеях. А главное, в руках «неверных» оказался Иерусалим, священный для любого христианина город, где хранился Гроб Господень.

В самой Европе после начавшегося в XI веке экономического и демографического подъема стало тесно. Катастрофически не хватало пахотных земель, число голодных крестьян все росло, они попадали в долги к более богатым соседям, к местному феодалу, к монастырской общине. Недовольство грозило вылиться в серьезные неприятности как для государства, так и для церкви. Светские феодалы также стремились расширить границы христианского мира, тем более что Восток издавна манил обитателей западно-христианского мира несметными богатствами. Безземельные рыцари к концу XI века составляли значительную часть европейского дворянства. На жизнь они зарабатывали либо военными походами, либо грабежами на дорогах. Короли были не в состоянии усмирить рыцарские шайки или предоставить им более законный способ заработка.

Наконец, сам Восток в это время не представлял для Запада реальной угрозы. В исламском мире уже давно началось брожение. Багдадский халифат растерял значительную часть своих прежних владений, утратив с ними и военную мощь. Турецкие племена, набиравшие силу на окраинах мусульманского мира, были пока что слишком разобщены, чтобы суметь объединиться перед лицом возможного общего врага. Византийские императоры, будучи не в состоянии самостоятельно вернуть ближневосточные территории, завоеванные арабами, неоднократно обращались к папе и императору с просьбой о военной помощи.

Католическая церковь в это время находилась на пике своего внутриевропейского могущества. Германия, центр «Священной Римской империи», была ослаблена собственными проблемами, а папы, в чьих руках находилось около трети всех богатств христианского мира, все активнее стремились утвердить господство духовной власти над светской. Европа превратилась в большой котел. Западная цивилизация вышла из долгого застоя, ей было уже тесно внутри этого котла. И наконец церковь решительно сняла с котла крышку. Осенью 1095 года папа Урбан II собрал во французском городе Клермоне церковный собор. На этом соборе он впервые призвал всех добрых христиан на борьбу с неверными магометанами и провозгласил лозунги этого похода: освобождение Гроба Господня и Палестины, важнейшей святыни христианства и самой Святой земли.

Интересные сведения:
Магомет – европеизация имени пророка Мухаммеда. Отсюда другое название ислама – магометанство.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ