Призыв папы упал на благодатную почву. На него тут же откликнулись тысячи рыцарей со всех концов католической Европы, а также безземельных крестьян, которым были обещаны во владение земли в завоеванных краях. Церковь стала главным организатором и идеологом похода. Участникам этого «подвига веры» было обещано отпущение грехов. Должникам, принявшим участие в походе, прощались все долги. Тем, кто уезжал, оставляя свое имущество в Европе, церковь гарантировала сохранность домов и хозяйств. Сразу же после окончания собора в Клермоне, по всей Европе стали собирать пожертвования на святое дело. Крестьяне, ободренные возможностью поправить свои дела в чужих краях, продавали то немногое, что имели, и закупались снаряжением, оружием и продовольствием. Христианский мир пришел в движение.
Подготовка к крестовому походу длилась около полугода. Весной 1096 года Первый крестовый поход начался. Первой двинулась на Восток многотысячная армия немецких и французских крестьян. Во главе крестьянского войска стояли два человека – проповедник Петр из Амьена (вошедший в историю крестовых походов под именем Петра Пустынника), и немецкий рыцарь Вальтер, по прозвищу Голяк. Меньше всего это воинство напоминало армию. Крестьяне были плохо вооружены, не имели никакого понятия о воинской дисциплине, а самое главное – не организовали снабжение, опору любой армии. Крестьянская армия держала путь на Константинополь, откуда их должны были переправить в мусульманские земли. По пути войско постоянно росло – к нему присоединялись и новые крестьянские отряды, и шайки разбойников. Стремление быстро разбогатеть затмевало все благие намерения участников первого крестового похода – грабежи начались уже в немецких землях. Кельн, Майнц, другие богатые города по течению Рейна, подверглись форменным погромам. Грабежи продолжались всю дорогу до Константинополя. Византийский император, справедливо опасаясь за судьбу своей столицы, счел за благо поскорее переправить «воинство Христово» в Малую Азию, принадлежавшую туркам. Судьба крестьянского войска была решена в одном-единственном сражении. Уцелели и вернулись в Европу лишь немногие.
Полгода спустя в поход выступила уже серьезная сила – рыцарское войско, в составе которого были итальянские, французские и немецкие рыцари. В отличие от крестьянской армии, эта была хорошо вооружена и состояла исключительно из профессиональных воинов. Во главе рыцарской армии стояли опытные бойцы – французский герцог Готфрид Бульонский, граф Нормандии Роберт и Раймунд, граф Тулузы. Итальянских рыцарей вел герцог Боэмунд. Кроме них, поход возглавлял и представитель папы – церковный легат Адемар, епископ одного из французских городов. Таким образом, крестоносцы получили официальное покровительство и светской, и духовной власти.
К походу примкнули также почти все оставшиеся в живых участники первой, неудачной экспедиции. Рыцарское войско, численностью около сорока тысяч человек, составляло главную ударную силу крестоносцев. За ними тянулись многочисленные обозы, повозки торговцев. Одним словом, вторая часть первого крестового похода была организована не в пример лучше первой. Маршрут был прежний – добраться до Константинополя, а оттуда на судах перебраться в Малую Азию. Когда разрозненные отряды крестоносцев добрались до Византии в начале весны 1097 года, византийский император решил с помощью этого войска вернуть себе часть ближневосточных земель. Он потребовал от руководителей похода, в обмен на помощь в переправе, передать ему часть земель, которые те отобьют у турок. Рыцари клятву дали, но выполнять ее, как показало самое ближайшее время, не собирались.
Летом 1097 года состоялось первое сражение крестоносного войска с «неверными». Турецкие войска не выстояли против «воинов Христовых», одержимых идеей освободить Иерусалим для Церкви и захватить побольше земель для себя лично. Но длительный поход по сухой, гористой местности оказался слишком тяжел для крестоносцев, не привыкших к такому климату. Очень многие участники крестового похода погибли именно на пути к Иерусалиму, а не в битвах с «неверными». Если бы не помощь православного Армянского царства, правители которого постоянно враждовали с мусульманами, крестовый поход ждал бы бесславный конец.
Военная удача в первом крестовом походе была на стороне христиан. В 1098 году им удалось захватить стратегически важные города Ближнего Востока – Эдессу и Антиохию. Путь в Сирию и Палестину был открыт. После года сражений, крестоносное войско вышло, наконец, к цели своего похода – Иерусалиму. 15 июля 1099 года Иерусалим пал. Богатейший город был разграблен крестоносцами подчистую, а большая часть жителей жестоко перебита. При этом «защитники веры» не обращали внимания, кого именно резали – мусульман или христиан, которых проживало в Иерусалиме немало.
За те два года, что длился первый крестовый поход, крестоносцы полностью овладели восточным Средиземноморьем. Теперь им принадлежали богатейшие области, древнейшие центры средиземноморской торговли – Финикия, Сирия и Святая земля, Палестина. Новые владения христианского мира представляли собой узкую полосу длиной около 1200 километров, протянувшуюся вдоль морских берегов с севера на юг. Они получили название Иерусалимского королевства. Это было первое государство крестоносцев. Его королем был избран предводитель похода – Готфрид Бульонский.
Интересные сведения:
- Легат (лат. «посланник») – представитель папы римского, имевший одно поручение и строго определенные полномочия.
- Эдесса – древний город на Ближнем Востоке, важный торгово-транспортный узел.
- Антиохия – город на Ближнем Востоке, осн. в 300 г. до н.э. Столица эллинистического царства Селевкидов в античную эпоху. Ныне Антакья (Турция).
- Иерусалимское королевство – существовало с 1199 по 1291 гг. С середины XII века подвергалось непрерывным нападениям мусульман.