У всех народов, живущих на нашей планете, есть свои национальные символы. У американцев — это белоголовый орлан, у французов — галльский петух, а у россиян – белая береза. Но почему именно береза, и что в ней такого особенного?
Все дело в том, что береза у древних славян издавна считалась священным деревом. Ей поклонялись удмурты, ханты, коми, марийцы. На Алтае она по сей день является культовым деревом. В славянской мифологии береза имела двойственное значение. С одной стороны, она ассоциировалась с силой, мужеством, молодостью, чистотой и нравственностью, а с другой – с миром духов и мертвых. В языческие времена существовало поверье, что в эти деревья вселяются души умерших девушек. Об умирающей юной особе говорили, что она «собирается в березки». Березовыми ветвями наполняли подушки для покойного, а также устилали дно домовины.
Так, или иначе, но на Руси это дерево относилось к числу культовых. На Троицу и Семник березку окружали юные девушки, и под ритуальные песни украшали ее разноцветными лентами. Эти праздники чем-то напоминали современный Новый Год, только роль пушистой ели здесь исполняла красавица березка. Срубленное дерево заносили в избу и водили вокруг него хоровод. Затем гости садились за праздничный стол, и угощались тем, что Бог послал.
Березку в своих произведениях воспевали великие русские поэты и литераторы, в числе которых были: А. С. Пушкин, С. А. Есенин, Афанасий Фет, Петр Вяземский. Кстати, именно в произведении Вяземского «Береза», была впервые предпринята попытка связать образ березки с Российским государством. Вот что писал великий поэт: «из нас кто мог бы хладнокровно завидеть русское клеймо? Нам здесь и ты, береза словно от милой матери письмо».
Вплоть до девятнадцатого века литераторы описывали березу в этаком траурном стиле. В их произведениях она была «черной», «желтой», и даже «плакучей». Все изменилось лишь в 1913 году, с того момента, как мир познакомился с творчеством Сергея Есенина, который воспевал березу, называя ее белой и кудрявой. Вот с этого времени она и стала исконно русским деревом, и неофициальным символом России. Вы только вслушайтесь в эти слова: «Белая береза, под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром». Не правда ли, очень красиво и символично! Ну, а дополнила эту ассоциацию Анна Ахматова, выпустившая цикл стихов под названием «Победа».
Настоящий фурор произвел и ансамбль с символическим названием «Березка», который познакомил мировое сообщество с русской культурой и народными русскими танцами. Кстати, столь оригинальное название ансамбля было выбрано не случайно. Ведь это исконно русское дерево считалось неофициальным символом России. Ну, а Россию, в данном случае, как раз и представлял ансамбль «Березка».