Почему большинство людей не могут вспомнить свое раннее детство?

0
724
Почему большинство людей не могут вспомнить свое раннее детство?

В некоторой степени верно, что способность ребенка вербализовать событие в то время, когда оно произошло, предсказывает, насколько хорошо он запомнит его через несколько лет или месяцев. Но исследования показывают, что воспоминания часто теряются, если их не передать словами. Одна лабораторная группа провела небольшое исследование. Они поговорили с малышами, которые пятью годами ранее попали в аварию, а затем и в больницу скорой помощи (это были обычные детские травмы). Те, кто на тот момент были старше 26 месяцев и уже заговорили, вспомнили, что с ними случилось. Те, кто моложе 26 месяцев, помнили очень мало или даже ничего.

Однако большинство исследований роли языка сосредоточено на особой форме выражения, называемой нарративом, и ее социальной функции. Когда родители рассказывают своим детям воспоминания, они неявно учат их повествовательным навыкам — какие события важно помнить и как построить разговор о них так, чтобы другие могли понять. В отличие от простого пересказа данных для фактических целей, воспоминания вращаются вокруг социальной функции обмена опытом с другими. Таким образом, семейные истории поддерживают доступность воспоминаний с течением времени, а также повышают последовательность повествования, включая хронологию событий, их тему и степень эмоциональности. Более последовательные истории лучше запоминаются.

Пренатальная память

Наверное, каждый, кто разговаривал с коммуникативным трехлетним ребенком, прекрасно знает, что память маленького человека работает безупречно. На повестке дня — рассказы о событиях, произошедших несколько или около того месяцев назад, полные удивительного количества деталей. Согласно исследованиям ученых из Хельсинкского университета, память функционирует даже в пренатальной фазе. После рождения ребенок может узнать колыбельную, которую спела его мать в третьем триместре беременности. По их мнению, 18-месячный ребенок в среднем помнит события 13-месячной давности. Так почему же ни одно из воспоминаний, сформированных в то время, не имеет шанса дожить до взрослой жизни?
Фрейд видел источники этого явления в травмирующих детских переживаниях, которые мозг якобы должен был вытеснить из сознания. Логический вывод из этого предположения был бы весьма тревожным — травматический опыт придется пережить большинству населения. К счастью, исследования сменяющих друг друга поколений психологов и неврологов противоречат этой теории.

Нейропластичность мозга и детская память

Даже достижения Джона Захари Янга, английского нейропсихолога, указали на еще одну причину потери воспоминаний раннего детства. Янг в 1950-х годах открыл свойство мозга, называемое нейропластичностью. Он обнаружил, что мозг взрослого человека адаптируется к меняющейся реальности и новым задачам, с которыми он сталкивается. И все же мозг маленького ребенка развивается невероятными темпами. Взрослые люди никогда не повторят результат первых трех лет жизни в категории «развитие ума». И дело не только в его объеме, но и в количестве образованных связей между нейронами. Клетки в мозгу маленького человечка все еще специализируются, а затем адаптируются к потребностям дальнейшего развития. Эффект? Дети очень быстро учатся и так же быстро забывают.

Современные ученые пошли еще дальше: они внимательно изучили феномен, ответственный за утрату воспоминаний раннего детства. Они назвали это «детской амнезией». О чем это?
Исследователи провели эксперимент, опросив несколько трехлетних детей, спрашивая их о событиях за последний месяц, таких как поездка в зоопарк или дни рождения. Их спрашивали об одних и тех же ситуациях с интервалом в двенадцать месяцев, вплоть до восьмилетнего возраста. В то время как 70% пяти или семилетних детей смогли воссоздать предыдущие события, к восьмилетнему возрасту только 35% респондентов смогли вернуться к этим воспоминаниям. Почему такой резкий спад за такое короткое время? Оказалось, что седьмой-восьмой год жизни — время прорыва в развитии мозга и формировании памяти. Это процесс стирания воспоминаний из раннего детства. Малыш хаотично фиксирует реальность, запоминает запахи, вкусы, единичные не связанные между собой события, которые почему-то были связаны с сильными эмоциями.
С другой стороны, семилетний ребенок уже начинает осознавать время и пространство. Он также имеет полностью развитую автобиографическую память, которая представляет собой систему памяти, которая позволяет кодировать информацию и переживания о себе. Он состоит из сухих фактов, событий, в которых человек участвовал, и эмоций, связанных с конкретными ситуациями. Этот тип памяти также тесно связан с самооценкой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ