Основное направление движения транспортных потоков, как у нас, так и в ряде европейских стран, осуществляется по правой стороне дороги. По этой причине руль автомобилей расположен с левой стороны. В данном случае мы говорим о правостороннем движении, которое узаконено в России и в большинстве европейских стран. Но оно не является догмой. В той же Великобритании, Японии, Индии, ЮАР и Сингапуре принято левостороннее движение, и это считается нормой. Соответственно автомобили здесь имеют правостороннее расположение рулевой колонки.
Получается, что наряду с правосторонним, используется и левостороннее движение. При этом левостороннее движение возникло значительно раньше. Собственно говоря, оно и явилось всему началом.
Вообще то, история его возникновения имеет давние корни, которые уходят во времена наших далеких предков. В те времена об автомобилях ничего не знали. Люди путешествовали либо пешком, либо верхом на лошади. В крайнем случае, можно было встретить конную повозку, запряженную парой лошадей. Всадники и конные экипажи перемещались по левой стороне дороги. Есть мнение, что, встречающимся людям так было удобнее приветствовать друг друга. К тому же, такому движению отдали предпочтение ввиду его безопасности. В те времена, по дорогам путешествовали вооруженные рыцари, которые в правой руке держали копье или меч. При этом ехать они предпочитали по левой стороне, чтобы встретившийся им на пути потенциальный враг оказался по правую руку, в которой и находилось оружие. Аналогично вели себя и японцы, которые держали свой меч в правой руке. Они также предпочитали держаться левой стороны дороги. Согласно другому мнению, у японцев существовало негласное правило, согласно которому, направляющиеся в Токио люди, должны были держаться левой стороны, а возвращающиеся обратно — правой. В дальнейшем это правило не стали нарушать, и узаконили левостороннее движение.
Теперь давайте разберемся, как появилось правостороннее движение. По мнению ученых историков, оно возникло вместе с появлением щитов, которые странствующие рыцари должны были держать в левой руке. Передвигаясь по левой стороне, рыцарь не мог защититься от своего потенциального врага. Для этого ему нужно было к нему развернуться левым боком, что было не совсем удобно. По этой причине движение автоматически поменялось на правостороннее.
Согласно иной версии, своим появлением правостороннее движение обязано Наполеону, который был левшой. Ему было удобнее носить щит в правой руке, а меч в левой. По этой причине он приказал своим воинам перемещаться по правой стороне дороги. В дальнейшем это правило он ввел во всех, завоеванных ним странах. Что касается Америки, то здесь правостороннее движение возникло как альтернатива британскому левостороннему. Ведь в те времена эти страны враждовали.
Ну а на Востоке все брали пример с Японии, которая в отношении направления движения несколько раз меняла правила. Эти изменения приводили лишь к неразберихе, травмам и несчастным случаям. В конце – концов, предпочтение было отдано левостороннему движению. Ну а причиной принятия такого решения явилась железная дорога, которую для Японии построила Великобритания, естественно, с левосторонним направлением движения. Она то и сыграла основную скрипку в принятии решения о выборе движения японского автотранспорта. С тех пор все машины в этой стране имеют правостороннее расположение руля, а само движение – левостороннее.
.