Давайте начнем с того, что свою комедию «Горе от ума» Грибоедов изначально задумывал как сатиру на дворянское московское общество девятнадцатого века. Все дело в том, что именно в это время в дворянской среде начали появляться новые революционные взгляды на общественное обустройство, которые, естественно, входили в противоречие с существующими старыми. Все это, в итоге, привело к расколу общества на два противоположных лагеря, один из которых отличался более прогрессивными взглядами. Типичным его представителем как раз, и являлся Чацкий.
Фамусов же принадлежал к старому обществу, которое писатель назвал «фамусовским». Основными его приоритетами являлись карьера и деньги. Все остальное здесь отрицалось и не ценилось. Мало того, представители фамусовского общества не только сторонились людей с прогрессивными взглядами, но и считали их весьма опасными. Ну, а как же иначе, ведь они хотели жить по-новому, опираясь на совершенно другие принципы, такие, например, как честность и добропорядочность. Тот же Чацкий часто вступал в споры по самым острым вопросам фамусовского общества. Они касались: семейных отношений, государственной службы, общественного обустройства. Он напрочь отрицал чинопоклонство и взяточничество, считая их пороком, разлагающими консервативное аристократическое общества. Выступал Чацкий и против крепостного права.
Естественно, что человек, со столь прогрессивными взглядами, был для Фамусова и представителей его общества весьма опасным. Фамусова все в этой жизни устраивало, а поэтому ни он, ни входящие в его круг люди, ничего менять не желали. Они привыкли жить по-старому, при этом совершенно не думая о том, что для большей части общества такая жизнь давно в тягость и является неприемлемой. А тут еще Чацкий, со своими нападками на жизненный уклад помещиков, крепостное право, да и на саму Москву! Естественно, что такой человек вызывал у них негодование. Они видели в нем угрозу своему беззаботному существованию. Ну, а раз так, то Чацкий воспринимался как опасный человек для самого Фамусова, и для людей его окружения. Он хотел вольности, а значит, был революционером и врагом государства.
Ну, а что же сам Фамусов? Сторонником, каких идей он являлся? Ему была важна его личная репутация, ради которой он шел на любые жертвы. Можно врать, предавать, лебезить и даже унижаться, и при этом быть примером нравственности, но только в высшем обществе. Тут, как говорится, все средства хороши. А вот вне общества он мог позволить себе все, что угодно. Заигрывание со служанкой Лизой, с недвусмысленными намеками на сексуальные отношения, для него являлось нормой. То есть, аморальные принципы Фамусову не были чужды. Вместе с тем он позволял себе читать мораль дочери, которая уединилась в комнате с Мочалиным.
Чацкий считал, что у таких как Фамусов людей мундир прикрывает их слабодушие и нищету души. Об этом он открыто ему и заявлял. В ответ же слышал фразу: «Поди, ка послужи», на что отвечал « служить бы рад, но вот прислуживаться тошно». По его мнению, можно служить только правому делу, но не отдельному человеку, такому, как Фамусов.