Почему из искусства XX века исчезли античные боги?

0
593
НЛО

НЛОВ искусстве XX века место античных богов и героев полностью занял человек. Изобретя способы получения энергии, сложные приборы и машины, развив науку, человечество решило, что повзрослело и знает достаточно, чтобы не сверяться с мифами как с учебниками жизни. Ибо того, что оно наизобретало, хватит, чтобы справиться со всеми проблемами. Тот «тайничок» его души, в котором создавались мифы, был запрет на ключ, а ключ потерян. От мифов остались лишь «истории», об их психологическом смысле позабыли. Сам «тайничок» остался, и вместе с ним — потребность в мифах. И европейцев заинтересовали культуры, изъясняющиеся на языке мифов. Во второй половине XIX века они открыли для себя Восток. В живописи это открытие воплотил русский художник Николай Рерих, много лет проживший в Индии, в Гималаях. Его гималайские пейзажи имеют дополнительный смысл, мифологический. Миф Рериха — это миф о поисках Шамбалы, чудесной страны, лежащей где-то в Гималаях в окружении восьми заснеженных гор, похожих на лепестки лотоса. Там обитают великие учители и просветители человечества, наблюдающие за его жизнью и поддерживающие равновесие между силами добра и зла.
В начале XX века европейцы познакомились с искусством «примитивных» народов Африки и Океании, для которых божества и духи остались частью повседневной жизни. И, выражая общую бессознательную тоску по мифам, многие живописцы начали подражать искусству туземцев. «Порой у меня возникает чувство, что они единственные, всегда остающиеся подлинными людьми, тогда как мы — куклы…» — писал немецкий художник Эмиль Нольде.

В Германии и в России возникли совершенно новые мифы, причем на государственном уровне. В Германии — миф о превосходстве арийской расы, к которой принадлежат немцы, и об их праве на господство над миром. Он расцвел после прихода к власти Гитлера и послужил философским обоснованием Второй мировой войны. В России — миф о Новом мире, который надлежит построить, и о его строителях, советских людях. Его вызвала к жизни Октябрьская революция 1917 года. Образам строителей светлого будущего посвящали свои полотна многие художники: отчасти по велению души, а отчасти потому, что другие образы считались антисоветскими, противоречившими государственному мифу. Но эти мифы были созданы искусственно; они не заключали в себе вечных истин о человеке и его жизни и потому не могли состязаться с античными. Они оказались недолговечными.
Есть в наше время и настоящие мифы, появившиеся сами собой, как и античные. Никому не приходит в голову, что истории о пришельцах и НЛО — тоже миф. Между тем ЮНГ посвятил ему целую книгу. Он объяснял, что рассказы о «летающих тарелках» отражают тревогу, в которой живет человечество XX столетия, страх перед катастрофами и разрушениями. О пришельцах стали писать книги и снимать фильмы. И вместе со всем человечеством миф об НЛО перешел в XXI век.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ