Голос диктора в петербуржского метрополитена только что проскрипел металлическим голосом: «Станция Нарвская». Двери вагона открываются, многочисленная вереница уставших людей устремляется в фойе. Люди спешат в теплые квартиры на сторону Нарвской Заставы.
На горельефы в фойе мало кто обращает внимание. Просто картинка уже давно стала обыденной. А зря, с боковых стен пилонов, на поток пассажиров, смотрят люди разных профессий, изображенные на 48-ми горельефах. Но люди спешат к эскалатору. Кто-то слушает музыку и не обращает внимания на окружающих, многие читают карманные книги под мерное движение ступеней.
И вот, эскалатор поднял в фойе главного входа. Слева стоят турникеты, отгороженные металлическими ограждениями. Пассажир препирается с контролером. Полицейский стоит у выхода и зорко смотрит по сторонам.
Снующие люди на тротуарах. Гудки клаксонов в автомобильной пробке на площади Стачек. Рваные облака предвещают дождь.
Но вот, луч солнца прорвал нагромождение туч и осветил скульптурную группу на вершине величавой арки, высотой в 30 метров. Для жителей это привычный пейзаж, а вот для гостя Северной Пальмиры – яркое впечатление.
На боковых сторонах есть надписи о дате начала и окончания строительства и об основных местах сражений в Отечественной войне 1812 года.
Прочитав эти надписи становится ясно, что это величественное сооружение в камне и меди, построено в честь российских войск – победителей Наполеона. Это Нарвские Триумфальные ворота. Перед нами вторые, капитальные, ворота, посвященные победе над французами. Их построили в 827 -1834 г.г., после того, как первые Ворота пришли в негодность.
Первые Триумфальные ворота были построены в 1814 году, к моменту входа в город войск, возвратившихся из похода. Их строили в спешке, в течение 30 дней, из бревен и штукатурки. Скульптуры были выполнены из алебастра и не могли долго выдержать сырой петербуржской погоды. Первые ворота возводили под руководством Джакомо Кваренги.
Строительством вторых Нарвских Триумфальных Ворот руководили скульпторы Демут-Малиновский, Пименов и Клодт. Автором женских крылатых фигур стал скульптор И. Леппе. Нарвские Триумфальные ворота пережили несколько реставраций, но не потеряли своего былого великолепия, величественности и триумфальности.