Почему употребление еды и напитков на могилах считается пережитком язычества?

0
314
Почему употребление еды и напитков на могилах считается пережитком язычества?

В родительские дни или по большим праздникам на кладбищах можно увидеть интересную картину: люди сидят на могилах родственников и активно работают челюстями. Иными словами, едят и пьют, словно это не посещение погоста, а какой-нибудь пикник. Действительно, такое часто происходит весной или летом. Например, на Пасху, Красную горку, Радуницу, Троицу. В принципе, их порыв понятен: хочется побыть на воздухе, отдохнуть, поговорить, помянуть. Но зачем делать это на могиле? Поминки и вовсе должны проходить дома. А если имеется желание подышать, то лучше выбрать выходной и съездить на речку или в лес. А вести себя так на кладбище нельзя: это сильно напоминает язычество.

Почему же такое негативное отношение к кладбищенским посиделкам?

  1. Внешне это полное неуважение к усопшему. Еще более отвратительным считается обычай лить на землю водку или оставлять зажженную сигарету, ибо покойник курил. Во-первых, это пренебрежение техникой безопасности: если там неподалеку деревья или солома, то легко может случиться пожар. Во-вторых, зачем душе умершего папироса или спиртное? Что касается приносимой еды, то она или должна полностью отсутствовать, или быть чисто символической (конфеты, печенье, кусок кулича и крашеное яйцо, если посещение пришлось на пасхальную неделю). И это не съедается самостоятельно, а оставляется на могиле. Обычно все нехитрое угощение достается нищим, которые просят милостыню у церкви, расположенной возле кладбища.
  2. Душе важна молитва, а не трапеза. Многие совершенно не понимают, что мертвые уже в ином мире. Им незачем продукты, одежда, обувь, игрушки, розы, гвоздики и прочая атрибутика. Поэтому ведут себя поистине глупо: едят и «делятся» пищей с покойником. Себе кусок, и ему тоже. Вроде бы это по-детски наивно, но когда так на полном серьезе заявляет взрослый человек, это наводит на мысль о сомнении в его психическом здоровье. Лучше сходить в храм и помянуть. Заодно и еду оставить: возле заупокойного подсвечника имеется специальный стол. На него кладут все подношения, а после панихиды раздаются священникам и иным служителям (алтарникам, бабушкам-свечницам, певчим). Это будет настоящее поминовение. На могиле же читается лития. Можно посидеть, поплакать, особенно если не прошел первый год после похорон. Но есть — это языческий обычай. Именно в этом учении считается, что таким образом живые умилостивляют богов и душу ушедшего. Чем богаче обед, тем больше грехов простится. Это уже попахивает индульгенцией.

К сожалению, мало кто умеет достояно вести себя на погосте. Дети обожают гулять и рассматривать памятники, пока старшие убирают и красят оградки. Старики сидят и причитают нечто из серии «на кого ты меня покинул?», заливаются слезами и падают в обморок. Молодежь вообще редко там появляется, если, конечно, они не готы. Ну а среднее поколение доверху напичкано стереотипами и заблуждениями: то молитвы читают, то алкоголь на могилу выливают, то крестятся, то сверяются по лунному календарю, можно ли сажать цветы возле места захоронения.

Таким образом, не стоит мучить душу усопшего всевозможными языческими обычаями, помноженными на советские нововведения, типа пасхальных посиделок на кладбище вместо посещения светлой заутрени. Поминальные дни следует проводить достойно: заказать обедню, сходить в церковь, приехать на могилу, убраться там, помолиться, а дома накрыть скромный стол. Больше ничего не надо, особенно если это кто-то посоветовал или вычитал в интернете. Времена безбожия давно закончились, а люди, увы, продолжают сетовать, что их этому не учили.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ