Ярослав остался старшим в княжеском роде, но Мстислав тмутараканский хотел получить свою долю Русской земли. В 1024 году, когда Ярослав был в Новгороде, он пришел к Киеву, но киевляне не пустили его в город. Тогда Мстислав обосновался в Чернигове. Ярослав выступил против него с варягами и новгородцами, но Мстислав одержал победу. Несмотря на это, он направил послов к Ярославу: «Садись в своем Киеве, ты старший брат, а мне будет та сторона» (левый берег Днепра). Братья поделили Русскую землю по Днепру — в Правобережье правил Ярослав, Левобережье оставалось под властью Мстилава. Лишь после смерти Мстислава в 1036 году Ярослав стал «самовластцем» в Русской земле. Он не забыл преданных новгородцев и дал им первый писаный закон — «Русскую правду», в которой уравнивал в правах жителей Новгорода и своих дружинников. Князю удалось оттеснить от границ Русской земли печенегов — внешняя угроза на время миновала.
Самый грандиозный собор Киевской Руси — храм Святой Софии в Киеве (1-я половина XI века).
Летописец хвалит Ярослава за любовь к священникам и монахам-черноризцам, но особенно — за любовь к книгам, которые он велел переводить с греческого на славянский. За свои богоугодные деяния Ярослав был прозван Мудрым.
При нем первым русским митрополитом, главой всей Русской церкви, стал Иларион — красноречивый книжник. Он написал «Слово о законе и благодати». Иларион с гордостью говорил о новой Русской земле, просвещенной при Владимире и Ярославе, слухом о которой полнились все «концы Вселенной», и о новом русском народе, на который снизошла христианская благодать. Действительно, при Владимире и Ярославе Мудром все жители Русской земли получили не только общую религию, но и общее право — «Русскую правду»: вместо разных племенных союзов появился объединенный общим государством и христианской культурой новый народ — русские люди.
Спасибо,вы мне очень помогли!!!!