Скрябин Александр Николаевич (Москва, 25.12.1871 (6.1.1872) — Москва, 27.4.1915). Воспитанник Танеева и Аренского, сформировавшийся в атмосфере Московской консерватории, которой была свойственна ориентация на западный гуманизм, Скрябин испытал влияние Шопена, Вагнера и Листа. Проявив уже в молодости глубокий интерес к религиозно-метафизическим проблемам, он увлекается восточными философскими учениями. Большая часть сочинений Скрябина свидетельствует о его философских исканиях. Апостол новой религии музыки, он с силой утверждает в композиторском творчестве ее экспрессивно-заклинательные свойства и раскрепощение духа. Скрябин верит в соответствие между видами искусства, выражающееся не только на трансцендентном уровне сообщения, но и в самой музыкальной технике, — стараясь обогатить ее, композитор приписывает звукам цветовые значения. Невозможно отрицать экспрессивную силу искусства, соединившего магизм, присущий славянской душе, постромантические тенденции и западные открытия.
Отметим самые известные сочинения, и прежде всего те, в которых наиболее ярко утверждается экспрессивность: Пятая соната, где еще царит «тристановский» хроматизм (дальнейшее развитие этой техники Скрябиным приведет к изобретению «синтетического аккорда» из шести или семи нот); Вторая симфония до-минор, Третья симфония («Божественная поэма») и «Поэма экстаза», нередко признаваемая его главным произведением. Красноречивы названия сочинений, воплощающих магические, заклинательные, метафизические устремления композитора: «Трагическая поэма»; «Прометей», или «Поэма огня» (1909—1910); «Поэма-ноктюрн», «К пламени»; «Сатаническая поэма».
Новаторство и сама личность Скрябина делают его одним из выдающихся свидетелей начала века, значимых не только для развития экспрессионизма, но и для эволюции европейской музыки в целом.