Стравинский Игорь Федорович

0
2637
Стравинский Игорь Федорович

Стравинский Игорь Федорович (Ораниенбаум, близ Санкт-Петербурга, 5 (17).6. 1882 — Нью-Йорк, 6.4.1971). Родившийся в семье, где музыка составляла смысл жизни, Стравинский всецело посвятил себя ей почти с самого детства. В раннем возрасте он стал учеником Римского-Корсакова. На протяжении долгого творческого пути композитор не останавливался в своих стилевых поисках, и самые современные эксперименты в области электронной музыки не остались ему чуждыми. Стравинский — это воплощенный парадокс, абсолютное противоречие. Не он ли высказывал убеждение, будто главное свойство музыки заключено в ее власти ничего не выражать, кроме самой себя. Стремление к игре звучаниями настоятельно утверждается в его музыке. Между тем, как известно, экспрессионизм великих венцев, с одной стороны, неотделим от бунтарства, что, по-видимому, Стравинского нисколько не волновало, а с другой — связан с заключением музыкального высказывания в жесткие рамки строгой формы, которой Стравинский никогда не подчинялся. Принадлежность к экспрессионизму проявляется у него по-иному — в бурном, созидательном утверждении роли звучания.

Встреча с Дягилевым, основателем «Русского балета», стала важным событием первого этапа карьеры композитора. Дягилев присутствовал на одном из концертов, где исполнялись сочинения Стравинского, и, сразу же оценив оригинальность его дара, заказал ему балет «Жар-птица» (1910) — музыку, сопровождающую напряженный, мощный, чувственный танец, близкий экспрессионизму. В 1911 г. создан балет «Петрушка», навеянный русским фольклором: в этом спектакле «состояния души» кукол, столкновение ритмов в высшей степени характерны для экспрессионизма. Наконец, «Весна священная» (1913), с неослабевающей агрессивностью тембров и ритмов, представляет собой самый яркий балет 1910-х гг. Премьера балета на Елисейских полях вызвала настоящий скандал. Сен-Санс покинул зал до конца представления, однако Дебюсси и Равель признали творение Стравинского гениальным.

Черты экспрессионизма могут быть выявлены также в «Соловье», «Байке про Лису…», «Свадебке» с их навязчивой ритмикой хоров — словом, во всех театрально-хореографических музыкальных произведениях, которые написаны до возвращения к неоклассицизму в 20-е гг. (начиная с «Истории солдата»). Лишь позднее, в последний период творчества (после 1952 г.) Стравинский обратится к додекафонной серии Шёнберга в таких сочинениях, как «Canticum sacrum» («Священное песнопение»), которые откроют направление поиска, близкого к авангарду.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ