Тракль Георг

0
2350

Тракль Георг (Зальцбург, 3.2.1887 — Краков, 3.11.1914). Из всех поэтов-экспрессионистов он является самым гениальным и в то же время наиболее трудным для понимания. Он посещал гимназию в Зальцбурге, но вскоре бросил ее (не сдав экзамены), с тем чтобы стать фармацевтом. С 1908 по 1910 г. изучал аптечное дело в Вене. Затем служил военным аптекарем и познакомился в Инсбруке с издателем журнала «Бреннер» Людвигом фон Фикером; тот напечатал многие из его стихов. Во время путешествия в Берлин Тракль познакомился с Эльзой Ласкер-Шюлер. Когда была объявлена война, он принял участие в битве под Гродеком в качестве обер-лейтенанта медподразделения. Увиденное произвело на него столь сильное впечатление, что пришлось поместить его в Краковский военный госпиталь для психиатрического освидетельствования. Здесь он покончил с собой, выпив чересчур большую дозу кокаина.

Тракль был мрачен и нелюдим, источником столь желанных для него сильных ощущений стали наркотики. Первые стихи Тракля свидетельствуют о том, что он испытал влияние Рембо и Бодлера. Вслед за тем ему удалось выработать собственный поэтический язык, проникнутый меланхолией и изобилующий образами, зачастую понятными лишь в связи с конкретными переживаниями автора. При чтении сочинений Тракля складывается такое впечатление, будто какое-то отчаявшееся существо находится в объятиях сна и разворачивает призрачный пейзаж в сероватых тонах с помощью изысканного, чуткого, уязвленного окружающей действительностью языка. Не исключено, что Тракль вступал в кровосмесительную связь с собственной сестрой; в результате появились на свет несколько любовных стихов, отмеченных таинственной меланхолией. Метафоры и символы соотносятся у Тракля с чем-то таким, что практически невозможно идентифицировать; к примеру, прилагательные и наречия у него взаимозаменяемы, подобно цветам; зачастую складывается впечатление, будто их присутствие в тексте продиктовано скорее чисто фонетическими, чем собственно смысловыми соображениями.

Мир Тракля носит болезненный характер, но многие из его образов столь оригинальны и так непроизвольно отпечатываются в памяти, что их невозможно забыть. В приводимом ниже стихотворении описан заход солнца и восход луны. Тракль вышивает на основе этих деталей вязь из абстрактных образов, которые как бы входят один в другой и носят чрезвычайно личный характер:

Покой и молчание
Пастухи погребли солнце в голом лесу.
Рыбак
Вытянул волосяным неводом месяц
из мерзнущего пруда.

В голубом хрустале обитает
Бледный человек, прильнув щекой
к своим звездам.
Или клонит он голову в пурпурном сне.

А зрящих вечно трогает черная стая
Птиц, святость синих цветов
Предвестьем близкой тишины
забвенья, угасших ангелов.

Снова меркнет лоб в лунном окамененье.
Сияющим юношей
Появляется сестра среди осени и
черного тленья.

Тракль принадлежит к крупнейшим из немецкоязычных поэтов; его следует поставить в один ряд с Гёте, Гёльдерлином, Рильке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ