Человек так устроен, что ищет поводов для вражды, разделений, конфликтов. К такому поведению его вынуждает недостаток христианской любви и происки дьявола. Не становятся исключением и служители церквей. Они тоже люди, тоже не совершенны, им свойственны заблуждаться. Каждый конфликт, который возникает между людьми, имеет предысторию. Такую предысторию имеет и конфликт, который имел место между римским папой Львом IX и константинопольским патриархом Михаилом Керуларием.
Их конфликт обнажил недовольство, которое зрело в западной церкви, а так же проявило притязания римского епископа на абсолютную власть. Предпосылкой недовольства стала история противостояния Рима и Константинополя, как центров Римской империи, что обострилось после смерти императора Константина. Отчуждение появилось после нашествия варваров и разграбления Рима в V в. по РХ. Следующим шагом к расширению пропасти стала коронация Карла Великого в 800 г. по РХ.
Росли амбиции папы, которые грозили затронуть христианские церкви. Время накладывало отпечаток на отчужденность и нежелание сотрудничать. Из-за отсутствия диалога, в учение церквей проникали незначительные искажения. Эти искажения, не влияющие на основные догматы, давали повод для взаимных обвинений, еще больше расширяющих пропасть во взаимоотношениях.
Поводом для окончательного разделения христианства на западную латинскую и восточную православную ветви, стал вызывающий поступок кардинала Гумберта, который положил на алтарь Софиевского собора документ о низложении патриарха Керулария 16 июля 1054 г. Последний созвал собор епископов, на котором папские легаты были преданы анафеме за нарушение церковной дисциплины. Конфликт считался исчерпанным.
Но о конфликте вспомнили спустя 20 лет, когда кардинал Гумберт стал советником нового римского папы. Обвинения зазвучали снова. Восточные церкви так же выказали свое недовольство, но в более мягкой, дипломатичной форме.
Документ 1054 г. о низложении патриарха Керулария не имел юридической силы, однако, это не помешало разжиганию розни между ветвями христианства на протяжении 9-ти последующих веков и более. Взаимная ненависть продолжают подогревать для того, чтобы не потерять власть, которой на самом деле не обладают, которую придумывают сами себе забывая, что единственным главой христианской Вселенской Церкви является Иисус Христос, ее создатель и Господь.
Если внимательно проследить динамику взаимоотношений латинской и церкви с православными и наоборот, то можно заметить четкую тенденцию к ослаблению противостояния, когда политические мотивы толкали церкви на сближение. Угроза завоевания Европы Османской империей толкнуло первоиерархов заключить договор на соборе во Флоренции в 1439 г., который вошел в историю церкви как Флорентийская уния.
В 1965 г. римский понтифик Павел VI и Вселенский патриарх Афинагор сняли взаимные анафемы и юридически прекратили тысячелетнее противостояние христиан запад и востока. Вот только захотят ли современные главы церквей отказаться от властных амбиций и понять, вернее вспомнить о том, кто является главой Вселенской Церкви? Вспомнят ли первоиерархи строки из Заповедей Блаженства Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5:9)? Время покажет, Господь рассудит…
Благочестивым христианам всех ветвей мирового христианства остается лишь уповать на Божье провидение и Его безграничную милость. Остается лишь молить Господа о том, чтобы Он даровал мудрости, терпимости и любви противникам, которые конфликтуют по незначительным вопросам и преднамеренно ищут разделений.