Именно с готов в Европе начался длительный исторический процесс – Великое переселение народов. Помимо политических причин (таких, как вторжение на европейские земли кочевников-гуннов), Великое переселение имело и серьезные экономические причины, заставившие уже оседлые народы вернуться к кочевью.
Движение многотысячных племен началось с восточных окраин Европы, где постепенное похолодание сокращало площади земель, пригодных для скотоводства — исконного занятия варваров. Процесс движения на юг начался из Скандинавии и затронул огромные массы людей. Под натиском вчерашних соседей — не имевших, куда отступать, а потому более воинственных, – племена одно за другим снимались с обжитых территорий и двигались на земли соседей. Даже в более ранние периоды при подобных перемещениях народов земли Римской империи в силу географических причин оказывались крайними.
В V веке, впрочем, ситуация существенно изменилась. В результате падения Западной Римской империи в 476 году, фактически освободились огромные земли, на которые и хлынули новые народы, многочисленные германские племена. Эти земли издавна манили их, тем более что сами римляне зачастую попросту пренебрегали заботой о пахотных землях и пастбищах, предпочитая ввозить зерно из восточных провинций.
Новые завоеватели хлынули в ослабленную Западную Римскую империю со всех сторон. За полтора-два столетия в V – VI веках карта Европы радикально изменилась. Западной Римской империи более не существовало. То там, то здесь по ее территории были разбросаны варварские королевства, правители которых не подчинялись никому или признавали над собой верховную власть византийского императора.
Изменилась не только карта. Население варварских народов постоянно росло, и на Западе по-новому складывалась демографическая картина. Культурное и языковое взаимопроникновение варваров и римлян, начавшееся еще в эпоху Империи, завершилось тем, что варвары попросту растворили римлян в своей массе, ассимилировали их. В культурном плане главным событием в этот период стало отмирание латыни как единого языка общения. Его место занимали латинизировавшиеся варианты варварских языков. Это означало, с одной стороны, зарождение новых культур и начало формирования новых наций, с другой – резкий упадок всей европейской культуры того периода, полностью базировавшейся на латинской культуре.
Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи положили конец рабовладению. Рабство в том виде, в каком его знал античный мир, прекратило свое существование. Во-первых, в ходе варварских завоеваний огромное множество римских рабов и колонов либо сражались в войсках германцев, либо просто бежали от хозяев. Во-вторых, в основе варварских государств лежал традиционный для германцев родоплеменной уклад, в котором развитых форм рабства изначально не существовало.
Римская система рабовладения предусматривала сложный государственный аппарат, который давал возможность контролировать рабов в крупных хозяйствах-латифундиях в основном с помощью силы. У германцев же государственное устройство было гораздо проще, и латифундии не прижились. Да и сами новые землевладельцы, захватившие земли прежних хозяев-римлян, дробили некогда огромные поместья, а рабов предпочитали отпускать на волю, заставляя лишь выплачивать оброк. Крестьяне же из числа варваров, получивших от своего вождя земельные наделы, в основном работали на земле сами, так что античное рабство утратило в новом обществе свою роль главного двигателя экономики.
Варваризация Рима в культурном плане во многом походила на покорение римлянами античной Греции. История повторялась. Как некогда «дикие» римляне, захватив Грецию, полностью подпали под ее культурное очарование, так и варвары не смогли противиться культурному влиянию завоеванного ими умирающего римского мира.
Вожди варварских племен и племенных союзов, именовавшие себя королями, склонялись перед императором Восточной Римской империи в Константинополе. Достаточно вспомнить скирского короля Одоакра, который, собственно, и подвел черту под многовековым владычеством Рима. Сместив последнего императора Ромула Августула, Одоакр в 476 году отослал императорские регалии в Константинополь со словами, что император должен быть один.
Римский мир оказал на многочисленные варварские народы еще одно, самое, пожалуй, главное воздействие. К моменту падения Рима Империя была уже в значительной степени христианизирована. Христианские проповедники активно обращали в свою веру и новых варварских королей вместе с их народами. Христианская религия, как и во все последующие века, уже тогда стала могучим орудием политического влияния.
Знаете ли вы, что:
- Латифундия (от лат. latus fundus – обширное поместье) – крупное помещичье имение в поздней Римской империи.
- Одоакр (ок. 531 – 493) – правитель Италии в 476 – 493 гг.