Ходдис Якоб ван

0
301
Ходдис Якоб ван

Ходдис Якоб ван (наст. имя и фам. Ганс Давидзон) (Берлин, 16.5.1887 — 30.2.1942). Закончил школу в Берлине и получил степень бакалавра в 1906 г. После этого в качестве вольнослушателя прослушал курс архитектуры в Мюнхене. В 1907 г. в рамках университетского курса изучает греческий язык сначала в Йене, затем в Мюнхене. В 1909 г. в Берлине участвует в публичном чтении стихов в «Новом клубе» и «Неопатетическом кабаре». Публикует стихи в журналах «Акцион» и «Штурм». В 1912 г. бросает учебу. В ноябре того же года насильно помещен в психиатрическую больницу, откуда сбегает год спустя, выпрыгнув в окно. Ходдис отправляется в Гейдельберг, затем в Париж, а в июне 1913 г. снова оказывается в Берлине. Осенью 1914 г. пора иллюзий закончилась: ему пришлось признать очевидный факт — он страдает шизофренией. Вначале жил дома под наблюдением врача, а затем, в 1933 г., помещен в психиатрическую больницу под Кобленцем. Именно отсюда Ходдиса забрали нацисты — с тем чтобы отправить в газовую камеру. Стихи Ходдиса публиковались в журналах экспрессионистского толка в 1910—1914 гг. В 1918 г. издательства, связанные с журналом «Акцион», напечатали его поэтический сборник «Конец света» (Weltende), в серии «Красный петух» (Der rote Hahn). В 1920 г. знаменитую антологию Курта Пинтуса «Сумерки человечества» (Menschheitsdammerung) открывало как раз стихотворение «Конец света»; тем самым ему была обеспечена широкая известность. Но лишь в 1958 г. стихи Ходдиса — вместе с несколькими документами биографического характера — были собраны и напечатаны Паулем Пёртнером. У Ходдиса, как и у других поэтов, которых принято именовать «неопатетиками», можно расслышать отголоски той легкой, насмешливой интонации, что свойственна Гейне в «Книге песен». Разница лишь в том, что Ходдис более нагловат. Гейне повествовал о своих любовных переживаниях в типично романтическом ключе, хотя и сам стыдился этого. Ван Ходдис, Лихтенштейн, большинство других «неопатетиков» отдавали предпочтение скептической, разочарованной интонации. Скрывая резиновое сердце под слоновьей шкурой, с ухмылкой на устах они читали свои стихи и держались при этом подчеркнуто скучающе и эксцентрично. Это шокировало буржуа, которые даже не замечали, что под маской надменности кроется чувствительность столь же нежная, что и спелые помидоры.

Среди лучших произведений ван Ходдиса, наряду с «Концом света», следует назвать цикл, озаглавленный «Варьете» («Смесь»). Девятое, заключительное стихотворение цикла воссоздает один из первых публичных киносеансов, увиденный глазами нагловатого, перенасыщенного «культурой», не способного ничему удивляться берлинца. В серии коротких кинолент темы быстро сменяют друг друга; в шестнадцати строках Якобу ван Ходдису удается передать образы и достигнуть ощущения симультанности (одновременности) происходящих событий. Речь идет о технике, к которой вообще часто обращались экспрессионисты, стремясь добиться «новизны интонации» (Ходдис, Лихтенштейн, Гейм, Эрнст Бласс). Цикл «Варьете» был впервые напечатан в 1911 г. журналом «Штурм»; девятое стихотворение озаглавлено «Под занавес: синематограф»:

Погашен свет. Пред нами замелькали
Индусские сокровища и храмы,
Беззвучные супружеские драмы,
Разнузданная чернь на карнавале.

Разбойник с пистолетом, дуэлянт,
Огромная дымящаяся трубка,
Бесстыжим ветром задранная юбка,
Подвязка белоснежная и бант.

Прогулка по альпийским — то лугам,
То круто в гору восходящим тропам.
Стада плетутся стадом, люди — скопом,
Репейник и крапива по ногам.

И все это — с какой-то простыни —
Летит в лицо мне! Не в лицо, а в душу!
Но, слава Богу, кончили они,
И мы, зевая, вылезли наружу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ