Князь Владимир Великий крестил Русь в 988 г. по РХ. Значило ли это, что Киевская Русь одномоментно стала христианской? Отнюдь.
Почитатель языческих богов, князь Владимир выбрал христианство совсем не по соображениям веры. Для выхода Киевской Руси на мировую арену была необходима монотеистическая религия.
Хотя Владимир и отказался от язычества, христианизация славян шла медленно и состоялась в конце XIII столетия в условиях татаро-монгольского владычества. Центрами христианизации и борьбы с угнетателями стали монастыри, освобожденные от налогов и наделенные относительной свободой.
Но вернемся к язычеству Руси.
Четкого описания культовой жизни и самих богов славянского пантеона не существует. Все имеющиеся сведения существуют в разрозненных летописных и фольклорных источниках. Датировка источников начинается с VI века по РХ и охватывает временной отрезок вплоть до ХХ века. Археологические источники не дают полного представления о языческих культах, хотя они и являются самыми достоверными.
Формирование религии и мифологии древних славян началось с отделением от индоевропейской общности народов на протяжении всего II тысячелетия до РХ. Язычество на Руси сохранило некоторые отголоски иранских богов – Хорса и Семаргла.
Мировосприятие вселенной древними славянами можно свободно определить по четырехгранному каменному изваянию под названием «Збручский идол». Вселенная, в представлении славян, состояла из трех уровней: небесного, земного и подземного. На верхнем ярусе идола изображены божества, на среднем ярусе люди, а на нижнем ярусе некое хтоническое божество, на плечах которого покоится мироздание.
Страна блаженства, отождествляемая с раем, называлась Ирий (по «Поучению Владимира Мономаха) и находилась на юге. Считалось, что осенний перелет птиц направлялся именно в Ирий.
Главенство в пантеоне славянских богов занимал Перун, бог неба, грома и молнии, бог-покровитель князя и его дружины. Перуну приносили в жертву крупный рогатый скот. Князь Владимир, до принятия христианства, поставил в Киеве деревянного идола Перуну с головой из серебра и роскошными усами из золота.
Помимо Перуна, было установлено еще пять идолов: Хорсу, Даждьбогу, Стрибогу, Симарглу и Мокошь. Хорс и Даждьбог были божествами Солнца и огня. Даждьбог повелевал судьбой и управлял временами года. Стрибог исполнял функции повелителя атмосферными явлениями, прежде всего, ветрами. Симаргл был посредником между миром живых и потусторонним миром. Мокошь покровительствовала ткачам и прядильщицам, женское божество, которое замыкало пантеон князя Владимира.
По непонятным причинам в пантеон князя Владимира не входила верховная богиня земли – Мать – Сыра Земля.
Помимо основных божеств, представленных пантеоном Владимира, был ряд других божеств, которым поклонялись простолюдины:
— Волос и/или Велес, часто отождествлялись, но имели разные функции. Волос был покровителем домашнего скота, а Велес покровительствовал поэтам и сказителям.
— Род, рожаницы – покровительствовали новорожденным детям, определяли их дальнейшую судьбу.
— Сварог, Сварожич – два божества связанные с металлом и огнем. Сварог покровительствовал кузнецам и литейщикам, а Сварожич был непосредственным олицетворением огня.
— Архаичные культовые чучела, которые «умирали и воскресали», олицетворяли силы плодородия. Обычно, после чествования в праздники, чучела предавали огню, закапывали или топили в реке. пепел сожженного чучела разбрасывали на поле или в хлеву. Эти чучела носили имена: Масленица, Кострома, Ярило, Кострубонька, Коляда, Купала.