Еще первый андалусский эмир Абдаррахман из династии Омейядов был поэтом. Многие его преемники и их придворные тоже увлекались изящной словесностью, причем сразу на двух языках — испанском и арабском. Вообще в Андалусе стихи писали все, от халифов до лодочников. Ни одна речь или письмо не обходились без поэтической цитаты. И местные, андалусские, поэты кое-что сделали не только для арабской литературы. В IX в. один багдадский поэт изобрел четкую классическую строфу, а в XI в. применять ее стали и мавры, но как на арабском, так и на испанском. Мусульманские поэты писали заджали, первые лирические стихи на европейском языке. Заджали по форме и даже по содержанию стали образцом для первых лирических поэтов Европы, трубадуров Прованса. (Об этом писал А.С. Пушкин: «Два обстоятельства имели решительное действие на дух европейской поэзии — нашествие мавров и крестовые походы. Мавры внушили ей исступление и нежность любви, приверженность к чудесному и роскошное красноречие Востока».) Звездой андалусской поэзии называют Ибн Зайдуна (1003-1071). Он жил в смутные времена распада Халифата, сам был из знатного кордовского рода, но поддержал противников Омейядов и бежал из Кордовы. Эмир Севильи приблизил его к своему двору, и Ибн Зайдун даже помог ему захватить Кордову. Он писал изысканные газели (лирические стихи), посвящая их поэтессе Балладе. Именно Ибн Зайдун ввел куртуазный (изысканно вежливый) стиль в поэзии. Герой его стихов — рыцарь, покорный воле своей дамы, верный влюбленный, на которого клевещут его враги. Для арабов это было традиционно, так как женщин почитали и в Дамаске, и в Багдаде. Но для суровых европейцев, только недавно образовавших свои королевства и начавших привыкать к мирной жизни, это было внове. Именно этому почтению к даме, любви и куртуазности учились в Андалусе трубадуры, и многих из них в странствиях сопровождали певички-мавританки. При альморавидах, мало знакомых с классическим арабским, как раз и расцвел заджаль. Появились бродяги-поэты, такие как Ибн Кузман (1080-1160) из Кордовы. Он был еще и музыкантом и всю жизнь провел в странствиях, распевая свои стихи на рынках и площадях. Кроме поэзии развивалась и проза. Это были макамы, рассказы о похождениях плутов, о городской жизни, что-то среднее между сказками «Тысяча и одна ночь» и европейскими новеллами вроде «Декамерона» Боккаччо. Множество великих поэтов и писателей прославили литературу Андалуса. Среди них аль-Газаль (770—864); филолог, историк и правовед Ибн Кутайба (828-889), написавший «Книгу поэзии и поэтов»; поэт и прозаик, придворный правителей Андалусии Ибн Абд Раббихи (860-940), автор антологии «Уникальное ожерелье»; Ибн Шухейд (992-1035), написавший сатирический трактат «Книга духов-двойников»; писатель Ибн Хазм (ок. 994—1060), автор книги «Ожерелье голубки»; еврейский поэт и философ Соломон бен Иегуда ибн Гебироль (ок. 1021 — ок. 1055), прославивший свое имя поэмами «Царственный венец», «В борьбе», балладами и элегиями; Ибн Хамдис (1055—1132), автор любовной лирики и поэм о Сицилии, захваченной норманнами; еврейский поэт Моисей ибн Эзра (1055-1139), создавший поэму «Хризолит».
Чей это хвостик?
Иногда на картинке или в кустах можно увидеть только маленький хвостик — пушистый, полосатый, тонкий или кудрявый. И именно он становится главной подсказкой, чтобы...
Что звучит? Угадай по звуку
Иногда мы узнаём предмет или животное даже с закрытыми глазами — просто по звуку. Шуршание, стук, хлопок, звон — каждый звук имеет свою «подпись»,...
Кто оставил следы? Угадай животное
Зимой в парке, на песке у реки или просто в пыли возле дома можно увидеть таинственные отпечатки. Кто-то здесь прошёл, пробежал или даже прыгнул...
Почему эта игрушка спряталась? Угадай по силуэту
Иногда кажется, что игрушки просто лежат на полке. Но стоит отвернуться — и одна вдруг «исчезла». На самом деле она никуда не делась, просто...
Почему существуют эксперты по крови — и что они видят на месте преступления
Кровь — один из самых честных свидетелей на месте преступления. Там, где люди путаются, молчат или лгут, капля крови рассказывает то, что скрыть невозможно....
Почему наука о доказательствах — не просто часть правосудия, а его сердце
Правосудие нельзя строить на догадках, эмоциях или впечатлениях. Оно должно опираться на то, что можно проверить, измерить и подтвердить. Именно поэтому наука о доказательствах...
Почему холодные дела раскрывают спустя десятилетия
Когда дело годами пылится в архиве, кажется, что правда навсегда потеряна. Но в криминалистике нет срока давности для истины. «Холодными» называют дела, которые не...
Почему анализ голоса стал новым видом экспертизы
Голос — это больше, чем звук. Это биометрический отпечаток, набор микросвойств, который невозможно полностью подделать или скрыть. Именно поэтому анализ голоса стал самостоятельным направлением...
Почему трасология считается «наукой следов»
Трасология — одна из самых тихих, но самых точных наук криминалистики. Она изучает следы: отпечатки обуви, орудий взлома, транспорта, инструментов и любые другие отметины,...
Почему почерк может выдать преступника даже через годы
Почерк — это не просто способ записывать слова. Это сложный «двигательный узор», который формируется годами и остаётся с человеком почти неизменным на протяжении всей...
Почему искусственный интеллект уже помогает раскрывать преступления
Искусственный интеллект перестал быть фантастикой — он стал реальным инструментом криминалистов, следователей и аналитиков. Сегодня ИИ работает рядом с людьми в лабораториях, изучает записи...
Почему правда часто скрывается в деталях
В расследованиях, науке и повседневной жизни есть универсальное правило: детали важнее первого впечатления. То, что кажется мелочью, часто становится ключом к пониманию ситуации. Именно...






























































